На заседаниях комиссии по городскому хозяйству, строительству и экологии почти не бывает облегченной повестки. После летних каникул работы и вовсе прибавилось. Разминки перед большим заседанием городского Собрания проходят каждую неделю, а вопросы не убывают. В очередной раз их вынесли аж пять, и все – трудоемкие.
Начали депутаты с градостроительной политики города, к которой уже обращались неделю назад. Тогда все закончилось выражением недовольства. Чтоб работа на стройках не замирала, нужны нормативные акты. А как их принять, если в городе нет генерального плана? Не представила администрация и другие документы. На этот раз «разбор полетов» шел в присутствии заместителя главы города Виктора Храмцова, главного архитектора Владимира Хорошанского и других ответственных лиц. Общими усилиями процесс с мертвой точки сдвинули, но «хвосты» у администрации остались. Договорились, что к следующему заседанию комиссии долг депутатам она вернет.
С содержанием зданий и сооружений в городе, следующим пунктом повестки, управились быстрее. Решено покончить с практикой, когда за состоянием зданий следят медики, педагоги или работники культуры, порой мало что в этом понимая. А должны, по мнению депутата Сергея Евстигнеева, строители по образованию. Городу необходима централизованная служба смотрителей за зданиями и сооружениями. На ММК такая есть, и неплохо себя зарекомендовала.
Дальше зашла речь о несанкционированных автостоянках. О них депутаты вели речь еще весной и тогда же задали себе задание на осень. Взгляды Виктора Храмцова за три месяца не изменились: он по-прежнему считает, что нас спасет легализация.
– По нашим данным, – подчеркнул он, – большинство машин, стоящих около домов, принадлежат тем, кто в них проживает. Значит, надо закрепить места на парковках за конкретными автовладельцами. Такая политика, считаю, более перспективна. Подпускать к этому делу частников Виктор Васильевич не хочет: они разрешат оставлять машины всем без разбора. Домоуправления могли бы отгонять чужаков, следить за порядком и собирать деньги, а выручку – тратить на благоустройство. Штаты при этом должны остаться прежними.
– Рано или поздно жители станут реальными собственниками дворов, – полагает Виктор Храмцов, – появятся управляющие компании. Лучше дать им возможность заработать, чем отдавать деньги коммерсантам.
Дискуссия, как обычно, шла жаркая. Кульминация – выход к доске председателя городского Собрания Александра Морозова. Он сначала предложил огораживать площадки для парковок, чтоб они не росли вширь, затем для наглядности взял мел и стал рисовать схему двора. Заместитель главы города Виктор Храмцов тоже не усидел и внес в чертеж несколько штрихов. После словопрений и настенной живописи решили на ближайшую сессию вопрос не выносить, а основательнее подготовить его к октябрю.
Реформирование ЖКХ – тема на века. Уж сколько раз за него принимались, и вот – новая попытка. Содержание и объем очередной программы, которую представил комиссии начальник отдела реформирования ЖКХ Радик Галеев, депутатов не устроила. Они посчитали, что программа – слишком громкое название, скорее, это – концепция.
– Программу должны разрабатывать специалисты, – заметил депутат Михаил Сафронов, – и подходить к ней основательно. По сути, речь идет о стратегии развития города, ЖКХ – его составная часть. Надо поездить по другим городам, перенять опыт.
– С опытом других городов мы знакомы, – парировал начальник муниципального учреждения «Жилкоммунсервис» Валерий Лаптев. – Я сам бывал в Оренбурге, Перми, Ижевске, Великом Новгороде. Где-то есть результаты реформы, где-то нет. Многие бегут впереди паровоза. В Оренбурге и Новгороде, например, создали по тридцать муниципальных предприятий: прислушались к рекомендациям Европейского банка реконструкции и развития, где пообещали кредиты в обмен на создание рыночных отношений в системе ЖКХ. Разбить ее разбили, а грамотных специалистов на столько предприятий найти не смогли. В результате вернулись к тому, от чего ушли.
Выступление Валерия Лаптева продолжалось более десяти минут и стало своеобразным манифестом. Руководитель Жилкоммунсервиса ясно дал понять, что пришлые разработчики не нужны: структуры городского хозяйства они не знают и потому предлагают типовые программы. Из тех документов, что принимали за последние годы, вполне можно слепить единую программу. Предостерег Валерий Лаптев и от быстрого акционирования жилищно-коммунальных предприятий. По его мнению, это дело не одного-двух месяцев – двух лет как минимум. Столько времени уйдет на инвентаризацию имущества, налоговые проверки, учет дебиторской и кредиторской задолженности.
– Приходится слышать, – сказал Валерий Лаптев, – что надо ликвидировать Жилкоммунсервис, другие муниципальные предприятия, а затем начинать реорганизацию. Если за два-три месяца мы эту кашу заварим, вовек потом не расхлебаем.
По Лаптеву, без разделения функций заказчика и подрядчика ЖКХ не обойтись. В таких отношениях год взаимодействуют Жилкоммунсервис и ЖРЭУ № 2. Эксперимент имеет свои плюсы и минусы, но, по словам Валерия Николаевича, «так и должно быть». Мнение руководителя Жилкоммунсервиса однозначно: эту систему надо распространить на весь город. Но далеко не ко всем новациям Валерий Лаптев относится положительно.
– Я двумя руками за создание единого расчетно-кассового центра, – сказал он. – Но зачем было переводить туда людей, работающих с платежами от населения? Раньше они работали с квартиросъемщиками, стучались в двери, и это давало результат. Сейчас сотрудники превратились в счетоводов, стимулов собирать больше денег у них нет. Вот и не уменьшается задолженность…
Подводя итог, председатель комиссии по городскому хозяйству, строительству и экологии, главный энергетик ОАО «ММК» Геннадий Никифоров высказался за то, чтобы чужой опыт изучить и по окрестным городам поездить. Понятно, что за считанные дни такой круиз не совершить. И потому на ближайшем заседании городского Собрания автостоянки и реформу ЖКХ депутаты обсуждать не станут. Споры по этим вечно горячим темам отложены до октября.