В кинолетописи Магнитки немало фильмов. Но если, к примеру, документальная лента немецких кинематографистов Торндайк "Русское чудо" была как бы взглядом на легендарный город со стороны, то семиминутная лента, скомпонованная из нескольких сюжетов, полностью сделана магнитогорцами. Чем она и интересна - эта пусть небольшая, но частичка нашей истории.
Я был среди тех, кто снимал этот фильм. Ко мне и обратился Линор Ибрагимов, бывший киномеханик ДКМ, киноинженер, а ныне сотрудник телекомпании ТВ-ИН, увидев в титрах мою фамилию. Он и сохранил ленту, резонно считая, что она представляет определенную ценность и непременно будет востребована. Разговор начал издалека, мол, "Ю. Балабанов", значащийся среди тех, кто снимал фильм, это кто - может однофамилец? Смущал, видимо, мой тогдашний возраст - 14 лет. Действительно, тогда я был самым молодым студийцем. Хотя, по большому счету, тогда все мы были молоды. В те годы любительская киностудия ДКМ-фильм была одним из самых популярных самодеятельных коллективов Магнитогорска. Создал ее актер и режиссер драмтеатра имени Пушкина Леонид Яковлевич Каменецкий, который был обладателем трофейной немецкой кинокамеры "Сименс". Планы строились грандиозные, вплоть до создания художественных фильмов. На объявление о наборе в студию отзывались сотни человек. Текст объявления был примерно такой: "Киностудия ДКМ-фильм объявляет набор в группы сценаристов, режиссеров, актеров, кинооператоров, звукооператоров, лаборантов, осветителей". Старожилы кинолюбительского движения вспоминают, что только "в актеры" на первом наборе записалось около 700 (!) человек. Была довольно большая группа лаборантов - в основном девушек-химиков из ЦЗЛ комбината. Часы и дни работы студии не регламентировались, студийцы приходили в любое время и, порой увлекшись творческим процессом, засиживались допоздна, а то и до утра.
В 1960 году, когда я пришел в студию по объявлению, тогдашние руководители, хмыкнув в отношении моего нежного возраста, все же приняли в свое сообщество, пригрозив, что если в школе скачусь до троек, получу коленом под зад. В качестве творческой состоятельности я предъявил пакет фотографий в различных жанрах - в фотокружках занимался с первого класса. Конечно, с "большим" кино затея не получилась, хотя в течение ряда лет наши фильмы отмечались на различных конкурсах и кинофестивалях, в том числе и всесоюзных. Неоценимую поддержку оказывал металлургический комбинат. В студии занимались в основном молодые и амбициозные люди. Было много студентов. Помню всех, с кем снимали фильм "День нашего города" - Сашу Верблюденко, Валеру Королева, Андрея Врадия, Ивана Строкина, Юру Медникова. Мы не только снимали сюжеты, но и обрабатывали пленку, монтировали фильмы, озвучивали сопровождающий кадры текст и даже сами демонстрировали ленты магнитогорцам - в залах Дворца, на установках так называемого дневного кино в фойе ДКМ и в кинотеатре "Мир". Кстати, изготавливали эти установки "всем миром", среди их создателей был и Линор Ибрагимов, стеклянный экран матировали наждачной бумагой даже технички.
В титрах фильма есть еще несколько знаковых фамилий, известных многим магнитогорцам. Сценарий написал журналист Александр Миль, кстати, племянник основателя знаменитой вертолетной фирмы. Художник ленты - Владимир Новиков, впоследствии ставший профессиональным кинооператором, снявший десятки километров пленки по истории комбината. Текст, который - увы! - не сохранился, читал своим прекрасным бархатным баритоном ветеран магнитогорского телевидения Валентин Ходырев. Непосредственное руководство по созданию этого фильма и многих других лент осуществляли один из первых руководителей киностудии Юрий Пырялин, ставший у ее руля в 16-летнем возрасте, и Валерий Гиммерверт, первопроходцы магнитогорской телестудии, которая будет в следующем году отмечать свой полувековой юбилей. Токарь ОМЦ Иван Строкин, искусный механик и изобретатель, переделал капризную любительскую кинокамеру с 15-метровой кассеты на 30-метровый почти профессиональный вариант, выточил улитки для проявки кинопленки, которые прослужили не один десяток лет.
Лента "День нашего города", возвращающая нас в начало 60-х годов прошлого века, пусть несовершенная в техническом исполнении, несомненно, ценна своей разнообразной мозаикой: в семиминутный фильм уложилось семь лаконичных сюжетов. Многие магнитогорцы впервые увидели, как печатают глубокой ночью городскую газету, а с рассветом мешки со свежим номером развозят по городу грузовики с надписью "Почта". Люди шли на работу, а в почтовых ящиках уже лежала свежая газета. Кстати, и дворники начинали свою работу спозаранку, пока город еще не проснулся. Кадры из краеведческого музея, расположенного в сквере по улице Чайковского, где сидели на скамье гипсовые Ленин со Сталиным, которого после 1956 года вырубили, а к Ильичу нередко присаживались шутники. Довольно масштабно показано развернувшееся строительство панельных "хрущоб", примету того времени. Этот сюжет органично переходит к кадрам в квартире тогда 48-летнего Бориса Ручьева, который, помнится, читал свою знаменитую "Песню о первой палатке". Остался в кинолетописи Магнитки немым укором сегодняшнему дню левобережный парк металлургов, опекаемый тогда комбинатом. Это был действительно любимый уголок города с настоящей железной дорогой и паровозом, работавшим на угле, настоящими вагонами, стрелками, станциями. Был целый штат юных железнодорожников, для которых детское увлечение впоследствии переросло в профессию. А еще были в парке летний кинотеатр, библиотека, бильярдная, парашютная вышка, аттракцион "Мертвая петля", шахматно-шашечный клуб, павильоны "пиво-воды", танцевальные площадки, эстрада. А зимой, бывало, заливали парковые дорожки льдом для любителей катании на коньках. Словом, никакого сравнения с нынешними "просто" зелеными массивами, которые даже не всегда расчищаются от поросли, самосева и сушняка. В съемках на комбинате, в мартеновском цехе я по малолетству не участвовал, но знаю, что в фильм вошли кадры с довольно знаменитыми сталеварами. К сожалению, не знаю фамилию учительницы с орденом Ленина на груди, возможно, это ставшая в скором времени почетным жителем Магнитогорска Дорманчева. Заключительные кадры сняли на Комсомольской площади на фоне комбината и его первой проходной, над которой был размещен призыв к металлургам добиться звания "коллектив коммунистического труда". Напомню, что это было время, когда Никита Хрущев провозгласил, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", который в основном будет построен к 1980 году. А мы тогда покупали хлеб и макаронные изделия в магазинах по спискам домоуправления, стояли в многосотенных очередях за яйцами с трехзначными номерами на руках, написанных химическим карандашом. Заключительный титр фильма патетически гласил: "Один день советской семилетки, а сколько в семилетке таких дней!"