В рамках деловой программы международной промышленной выставки «Металл-Экспо-2021» состоялось заседание рабочей группы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения на период 2018–2023 годов. Был отмечен на мероприятии и вклад Магнитогорского металлургического комбината.
Как сообщил председатель рабочей группы, советник генерального директора ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина» Аркадий Тихонов, совместная деятельность российских металлургов и автомобилестроителей оказалась весьма успешной. Из 42 пунктов межотраслевой программы работ по освоению новых видов металлопродукции для автомобилестроения на сегодня выполнено десять, ещё 18 пунктов находятся в стадии проработки.
В дальнейшем предусматривается расширить действие программы и на автомобилестроителей Белоруссии.
По информации ИИС «Металлоснабжение и сбыт», на заседании рабочей группы рассматривались пункты программы, которые на прошлогоднем заседании, в ноябре 2020 года, находились на стадии выполнения или подготовки к запуску. По некоторым из них за прошедший год был достигнут значительный прогресс, и значительный вклад в этот процесс внесло ПАО «ММК».
В частности, ФГУП «ЦНИИчермет им. Бардина» и Магнитогорский металлургический комбинат разработали и внедрили кассетную технологию холодной прокатки. Напомним, по результатам 27-й международной промышленной выставки «Металл-Экспо-2021» эта высокотехнологичная разработка была отмечена золотой медалью.
Высокопрочный прокат из низколегированных (микролегированных) сталей (сталей типа HSLA) и двухфазных сталей активно используют в мировом и отечественном автомобилестроении. Как правило, для каждого класса прочности используют сталь определённого химического состава, а переход к более высоким классам прочности осуществляется путём повышения содержания марганца и ниобия. Отсутствие кассетных технологий производства из высокопрочных автолистовых сталей одного химического состава холоднокатаного проката разных категорий прочности затрудняет выполнение малых заказов.
Кроме того, автомобилестроительные предприятия заинтересованы в повышении пластичности производимого проката, а также в стабильности значений прочностных характеристик в пределах одного класса прочности.
Техническим результатом разработки стало обеспечение повышения пластичности, а также расширение технологических возможностей способа производства холоднокатаного проката повышенной прочности путём получения из стали одинакового химического состава проката различных классов прочности, то есть создание кассетной технологии.
Разработанная и внедрённая в производство кассетная технология холодной прокатки трёх марок микролегированных и четырёх марок двухфазных сталей позволяет за счёт варьирования натяжения полосы в агрегате получать разные типы стали и классы прочности при одинаковом химическом составе. Это даёт возможность производителю выполнять малые заказы.
Как рассказала Ирина Родионова, заместитель директора научного центра физико-химических основ и технологий металлургии ФГУП «ЦНИИчермет им. Бардина», с июля 2021 года совместно с Магнитогорским металлургическим комбинатом стартовали работы над повышением коррозионной стойкости непокрытого проката, применяемого в автомобилестроении, без применения легирующих присадок, за счёт оптимизации технологии. По словам Ирины Родионовой, скорость коррозии одной и той же плавки может различаться в девять раз в зависимости от параметров отжига.
Полностью выполнен пункт программы по освоению производства холоднокатаного проката для чистовой вырубки в толщинах более трёх милиметров. И эту задачу успешно решил Магнитогорский металлургический комбинат. Кроме того, на ММК и «ММК-Метизе» внедрены технологии производства круглого проката из спецсталей и получаемого из него высокопрочного крепежа.
Также на ММК идёт работа над производством сталей повышенной прочности с пределом текучести 600 МПа. Такой металл, в частности, используется для изготовления рам грузовиков. Опытные образцы прошли испытания с хорошими результатами.
Как отмечено на заседании рабочей группы, российские металлурги полностью закрыли вопрос по производству листового проката из износостойких сталей для спецтехники толщиной 8–12 милиметров. Ключевую роль в успешной реализации программы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции играет наличие взаимной заинтересованности металлургов и автомобилестроителей.
И здесь немалую лепту вносит Магнитка. В настоящее время ПАО «ММК» – ведущий поставщик металлопродукции из чёрных металлов для автозаводов и смежных предприятий. По оценке ММК, доля компании в общем объёме металлопроката, поставляемого в адрес автозаводов в России, составляет половину. Поэтому работа с предприятиями автомобильной промышленности, в том числе в вопросах качества и разработки новых видов продукции – одно из приоритетных направлений производственной и сбытовой деятельности ПАО «ММК». Компания последовательно реализует стратегическую инициативу «Поставщик № 1 для самых требовательных клиентов автомобильной промышленности на внутреннем рынке», в рамках которой на протяжении многих лет развивает производство автолиста, обеспечивая качественную альтернативу импорту.