Напомним, ровно две недели назад здесь, в здании Правительства Российской Федерации, глава кабинета министров встречался с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей, в состав которого входит Виктор Рашников. Тогда обсуждались многие актуальные для бизнеса вопросы.
-Тем не менее, есть необходимость встретиться еще раз с руководителями крупнейших компаний, которые представляют такие значимые для страны отрасли, как металлургия, топливно-энергетический комплекс, автопром, транспорт, - подчеркнул, открывая совещание Владимир Путин.
В совещании приняли участие первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Дмитрий Козак, Алексей Кудрин, Игорь Сечин, Сергей Собянин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, руководитель федеральной службы по тарифам Сергей Новиков.
Крупный бизнес представляли председатель совета директоров ОАО "ММК" Виктор Рашников, председатель совета директоров ООО "ЕвразГрупп С.А." Александр Абрамов, гендиректор ОАО "Мечел" Игорь Зюзин, председатель совета директоров ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Владимир Лисин, генеральный директор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов, председатель совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания" Дмитрий Пумпянский, председатель правления Группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг и другие.
На совещании шла речь об очень важных для экономики и для социальной сферы проблемах. О стабильности цен и тарифов, как регулируемых государством, так и складывающихся на рынке в базовых отраслях экономики.
Владимир Путин напомнил: "Сейчас у нас самая низкая инфляция за последние 20 лет - 3,8 процента за первые четыре месяца текущего года. Очевидно, что это важнейшее и благоприятное для нашей экономики условие для активизации инвестиционных процессов, для расширения кредитования, в том числе - для появления так называемых длинных денег. И что очень важно - низкая инфляция дает нам возможность не только поддержать, но и последовательно увеличить реальные доходы граждан страны".
Премьер-министр отметил положительную динамику основных экономических показателей. По оценке Минэкономразвития, в 2010 году валовый внутренний продукт увеличится в России на 3,5-4 процента. Весьма позитивные итоги продемонстрировала в апреле текущего года промышленность, когда она впервые вышла на двузначные темпы роста - 10,4 процента. Вновь пошли вверх цены на основные товары российского экспорта. "Нефть, нефтепродукты держатся неплохо. Газ - и по объемам продаж, и по ценам - неплохо выглядит. Металлургическая промышленность встает на ноги", - с удовлетворением отметил глава кабинета министров.
Владимир Путин затронул вопросы разногласия, возникшие по ценам на металл. Конфликты между сталелитейными компаниями и потребителями начались в марте. Тогда руководители АвтоВАЗа и Уралвагонзавода выразили недовольство тем, что ММК, Северсталь и другие поставщики проката заявили о повышении цен на свою продукцию. В июне цена проката должна была увеличиться более чем на двадцать процентов.
Неделю назад с металлургами и автопроизводителями встречался вице-премьер Игорь Сечин. Он обсудил рост цен на прокат, поставляемый на автозаводы. Газета "Известия" сообщила, что схватка между отраслевиками предстоит нешуточная. Сталевары настаивают на повышении цен на 30 процентов, Волжский автозавод, например, предлагает поделить эту цифру почти пополам. Решение по данному вопросу так и не было принято. Совещание у Сечина многие федеральные СМИ окрестили "артподготовкой" перед встречей Владимира Путина с металлургами.
Эксперты утверждают, что холодный прокатный лист, который используется в кузове автомобиля, занимает 8-10 процентов его стоимости. "Поэтому 30 процентов повышения цены на металл означает удорожание машины примерно на 3,5 процента. Существенно ли это? Думаю, не очень. Для автопрома рост цен на комплектующие намного ощутимее, чем рост цен на прокат", - говорит аналитик ИК "БрокерКредитСервис" Севастьяна Козицина.
В защиту металлургов выступил целый ряд экспертов. "Почему-то в 2009 году, когда цены на металлопрокат снизились на 50 процентов, цены на вагоны, автомобили в России не только не упали, но даже росли", - напомнил в "Независимой газете" аналитик Олег Петропавловский. Его поддержал аналитик Уралсиб Кепитала Николай Сосновский: "Когда мировые цены на металлопрокат из-за кризиса упали, почему-то никто из машиностроителей не проявил заботы о металлургах и не заявил о готовности покупать металл дороже, чем на мировом рынке", - пояснил он.
Сложившуюся ситуацию с ценообразованием хорошо обрисовал председатель совета директоров ОАО "ММК" Виктор Рашников, выступая 21 мая на пресс-конференции, посвященной итогам состоявшегося общего годового собрания акционеров.
"Повышение цен на прокат - вынужденная мера, - подчеркнул он. - В первом квартале ММК работал с рентабельностью 15-18 процентов, железорудное сырье подорожало на 90 процентов, отсюда и рост цен на прокат. Благодаря повышению цен рентабельность комбината достигла 8-9 процентов, в противном случае компания работала бы в минус. В себестоимости продукции ММК затраты на основные виды сырья и материалов достигают 60 процентов. Рост себестоимости с января 2009 года по июнь 2010 года превысил 40 процентов".
По мнению аналитиков, потеря доходности металлургических компаний может привести к сокращению производства, в первую очередь нерентабельных видов продукции, и, как следствие, к высвобождению персонала, сворачиванию инвестиционных проектов и прочим негативным последствиям.
Премьер сообщил, что в последние дни в правительстве шли интенсивные консультации с металлургами и потребителями их продукции. Достигнуто взаимопонимание, а возникающие разногласия урегулированы. Он попросил руководителей крупнейших производителей и потребителей металла в ближайшее время закрепить эти договоренности, что называется на бумаге, в долгосрочных контрактах с заранее определенной формулой цены. Это, по его мнению, исключило бы возможность скачкообразного роста.
"В экономике все взаимосвязано, - отметил премьер. - Потому соответствующим федеральным ведомствам будет поручено провести расчеты экономических ориентиров, обосновывающих цены на металлы и другие базовые товары и услуги. Естественно, их величина будет определяться с учетом естественных монополий. Затем планируется организовать мониторинг ситуации на рынке, чтобы мы своевременно получали информацию о потенциальных угрозах, проблемах. И, в случае отклонения от установленных ценовых индикаторов, могли бы оперативно на это реагировать. В последнее время правительство вплотную работало и над определением динамики тарифов на 2011 и последующие годы. Прошли серьезные обсуждения этого вопроса. И мы считаем справедливым и обоснованным следующее решение: продолжить сдерживание роста тарифов, чтобы дать экономике вздохнуть, не увеличивать и нагрузку и на граждан, одним словом, - сдержать инфляцию".
Владимир Путин убежден: ограничение роста тарифов сработает в том случае, если к вопросам ценообразования также ответственно подойдут и частные компании. "Это в наших общих интересах", - подчеркнул премьер.