ГРУППА УЧИТЕЛЕЙ, затаив дыхание, наблюдает, как по сложному рельефу на столе посреди школьного класса живо бежит джип. Машина преодолевает эстакаду, входит в поворот и вдруг неуклюже падает набок. В этом положении особенно хорошо видно, что сложен автомобиль из лего-конструктора – такого же, каким играют малыши в детских садах…
Так проходил один из мастер-классов для педагогов в лицее при МаГУ, где недавно была открыта лаборатория проектных технологий. В рамках национального проекта министерство образования Челябинской области выделило деньги на три предметных лаборатории для работы с одаренными детьми. Одну из них по праву заслужил лицей.
Лего-конструирование пока существует в лицее как кружок дополнительного образования, который ведет студентка пятого курса факультета информатики МаГУ Мария Гузаева, один из немногих лего-специалистов в городе. Ее уже пригласили сюда преподавать после окончания университета – тогда курс можно будет включить в лицейскую программу.
– В лаборатории дети на практике применяют основы физики, математики и информатики, – объясняет Мария. – Чтобы сделать робота, нужно сначала придумать модель, прототипом для которой служит реальная вещь. Конструкция базируется на простейших основах механики. Мальчикам здесь проще, но у девочек чаще появляются неординарные идеи. На этапе конструирования ребята создают модель, затем ее программируют на нужное действие. И, наконец, отладка механизма, что сейчас и было продемонстрировано.
Отладку проводил лицеист Дима Кельдюшов, победитель городских соревнований лего-роботов в номинации «Футбол».
– Как они работают? Есть датчики касания и датчики света, – кратко пояснил он и снова углубился в свои моторчики, проводки и процессоры, почти не обращая внимания на приходящие и уходящие группы педагогов.
Грант министерства образования – не первые деньги, которые лицей при МаГУ получил за особые достижения в обучении школьников. В 2006 году лицей стал обладателем гранта президента, в следующем – гранта губернатора. Все богатство ушло на оснащение лицея компьютерной техникой, благодаря чему его электронный потенциал теперь почти равен вузовскому. И есть возможность развивать такие формы инновационного обучения, как лего-конструирование. Кроме будущих изобретателей-конструкторов, в лаборатории смогут заниматься и будущие дизайнеры: для этого есть оснащенный кабинет конструирования и дизайна одежды и аксессуаров, кабинет компьютерной графики.
Открытие лаборатории проектных технологий стало поводом для встречи с директором лицея при МаГУ Людмилой Смушкевич, которая рассказала, как завершился долгий и в свое время очень болезненный процесс реорганизации школы № 19.
– Все закончилось благополучно, – заверила Людмила Николаевна. – Большая часть ребят перешла в близлежащие школы. Их родители, кстати, до сих пор благодарят городское управление образования за то, что данные обещания были выполнены. Ни в одной, даже самой престижной, школе в приеме им не отказали. Наиболее способные ребята перешли в наши лицейские классы, мы им помогли, обучая по специальной программе. Лучшие педагоги также остались работать в родных стенах.
Как в большинстве современных образовательных учреждений, готовящих конкурентоспособных выпускников, в лицее при МаГУ принято профильное обучение по нескольким направлениям: математика и информатика, информационно-лингвистическое, естественно-научное и информационно-технологическое.
Информационно-технологический профиль появился лишь с переездом в новое здание, на базе накопленного девятнадцатой школой опыта. Сегодня это направление, в основе которого лежит дизайн и компьютерная графика, пользуется большим спросом.
Естественно-научное направление, где приоритет отдан изучению химии и биологии, – еще одна изюминка лицея.
– Эти классы мы, можно сказать, содержим себе в ущерб: в них набирается по 15–17 человек. Но от них ни за что не откажемся. Во-первых, потому, что на этом направлении работают очень сильные педагоги, среди которых есть кандидаты медицинских наук. Во-вторых, среди тех, кто намерен поступать на медицинские и психологические факультеты, случайных ребят нет. Пусть их всего пятнадцать, но это сильные абитуриенты. Они у нас поступают в медицинские вузы Челябинска и Екатеринбурга.
Единый государственный экзамен и школьные олимпиады дают возможность выпускникам лицея выбирать тот вуз, который им по душе. Поэтому сейчас лицеистов можно «собирать» по всей стране. В прошлом году выпускник Егор Хлыстов, обучавшийся на информационно-лингвистическом отделении, поступил одновременно в МГУ имени Ломоносова и на факультет международной журналистики в МГИМО – в обоих случаях на бюджетные места. Выбрал классическую литературу в самом классическом Московском университете.
Но первый выпуск студентов, вышедших из стен лицея, показал, что многие, получив престижное образование, возвращаются не только в родной город, но и в родной лицей. Так, сразу три нынешних аспиранта МаГУ уже преподают новому поколению лицеистов.
За полтора года изменилось не только «содержание» бывшей девятнадцатой, но и форма: почти в каждом кабинете – автоматизированное рабочее место учителя с электронной доской, проектором, монитором. Бывшая школьная учительская теперь похожа на конференц-залы городской администрации. И, не поверите, в школе появились чистые, комфортные, не оскорбляющие научного полета уборные.
– Ремонт пришлось делать очень быстро, у нас было всего два месяца до открытия, – вспоминает Людмила Николаевна. – Мы особенно благодарны за помощь президенту МаГУ Валентину Романову, без поддержки которого просто не смогли бы в сентябре открыть двери лицея. Большую помощь оказали и наши шефы из ЗАО «Автоматика». Конечно, ремонтом еще заниматься и заниматься. Нельзя допустить, чтобы дорогая техника попала «под дождь» из-за прохудившейся крыши. Но мы делаем, что можем, благодаря благотворительной помощи родителей. Хорошо бы выиграть какой-нибудь грант на капитальный ремонт…
Но сами лицеисты бытовых неудобств в родной альма-матер не замечают. Им не до бренных забот: их занимают дерзкие цели и высокие мечты. Да и многочисленное лицейское братство уже вряд ли способны вместить какие-то стены.