Милицейская реформа, спровоцированная ныне пожизненно осужденным Евсюковым, вылилась в проект нового закона о милиции.
Президент давал команду завершить документ к началу декабря, разработчики справились досрочно. Хотя в таких делах спешить не следует. По сути, реорганизация органов внутренних дел началась задолго до появления проекта. В феврале Дмитрий Медведев объявил о начале "серьезной реформы". В тот же день общественность оповестили о снятии 18 крупных милицейских чинов. Преподнесли как очищение рядов, словно именно эти генералы были теми лиходеями, что довели органы до ручки. На поверку оказалось: к реформе генеральская чистка не имела никакого отношения - это обычные плановые увольнения по достижении предельных возрастов службы. Уволенным генералам было за 60.
Реформаторский зуд побуждал руководство МВД принимать ведомственные документы, которые подлатают систему. В январе глава МВД Рашид Нургалиев РФ подписал приказ о новых критериях оценки деятельности милиции, отменяющий "пресловутую палочную систему". Министр говорил о "показателях, которые характеризуют общественное мнение". Ущербная система подводила милиционеров под уголовную статью: ради "палок" в отчетах они составляли липовые протоколы о нарушениях, которых не было. Иллюстраций хоть отбавляй. Показателен случай, который произошел в одном из близлежащих от Магнитки городков. Чтобы улучшить показатели раскрываемости, опер уговорил не совсем адекватного гражданина передать пакет с наркотиками одному из местных сбытчиков, которого все не удавалось взять с поличным. Умный наркоторговец сдал мужика стражам. Когда стали выяснять, кто приказал отдать пакет, неадекватный указал на опера…
После заявления Нургалиева стражи воспряли духом, надеясь, что "палки" канут в Лету. Но не тут-то было: президент "поправил" министра, заявив, что "критерием оценки деятельности сотрудников органов внутренних дел по-прежнему остаются раскрытые преступления". Общественность может отдыхать.
Следом министр МВД провозгласил борьбу за чистоту милицейских рядов, что на деле свелось к сокращению кадров. Указ президента от 24 декабря "О мерах по совершенствованию органов внутренних дел РФ" предписывал сократить число стражей на 20 процентов, а это 200 тысяч штатных единиц. Уволен будет каждый пятый милиционер. Кого и как будут сокращать в первую очередь? Февральский указ президента предусматривал сокращение работников центрального аппарата МВД. Казалось бы, кардинальное решение, если не брать во внимание историю его разрастания. В 1991 году центральный аппарат МВД начитывал 1500 человек, после распада СССР - 3400 человек. В 2001 году 3000 единиц. После 2004 года эти данные из открытого доступа исчезли. Сейчас выясняется, что центральный аппарат надо сократить до 9264 единиц, а в настоящее время он насчитывает 19970 персон. Если сравнить с предыдущими годами, налицо не сокращение, а разрастание. Для сравнения: численность магнитогорского милицейского гарнизона едва доходит до двух тысяч человек.
На одном из форумов ветераны милиции вспоминали предыдущие "чистки": "На моем веку в отделе полностью сократили ППС, даже водителей машин. Ездить стало некому. И участковых. А вот в кадрах в четыре раза стало больше сотрудников, в штабе - в три".
Кто в Магнитке в первых рядах "сокращенцев"? "С 1 сентября численный состав магнитогорского гарнизона милиции сокращают на десять процентов, - говорит пресс-секретарь начальника УВД по Магнитогорску подполковник милиции Константин Вуевич. - Сокращен промышленный отдел милици. Три отдела вневедомственной охраны со значительными сокращениями объединили в один. Райотделы войдут в состав УВД и станут просто отделами с соответствующими номерами".
Если исходить из традиций, то аппаратные работники стремятся урезать тех, кто на "земле". Какие службы понесут наибольшие потери в Магнитке? "Секретариаты, штабные и кадровые подразделения. Уголовный розыск тоже не избежит сокращений", - поясняет Константин Вуевич. Чтобы смягчить реформаторскую встряску, еще десять процентов сокращений отодвинули на октябрь. Скорее всего, экономические и налоговые преступления выведут из мили… пардон, полицейской подследственности, как и само следствие.
К бабке не ходи - под пресс попадут строптивые, великовозрастные, и те, кому под 45 - профессионалы в расцвете сил. Сократят механически, и не факт, что за ворота не выставят как раз тех, кто работает. Реформаторы успокаивают: такие руководители якобы будут вычислены, ведь в критерии оценки их деятельности включено общественное мнение. Что-то не припомню, чтобы в городской прессе озвучивали общественные оценки руководителей. А вот списки сокращенных уже есть. Уведомления получили более 100 магнитогорских милиционеров, они и пополнят ряды безработных. Реформаторы обещали освободить милицию от несвойственных функций: снять обязанность по выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России. Иные структуры должны заняться техническим осмотром транспортных средств. Медицинские вытрезвители должны перевести в систему органов здравоохранения.
Откроем проект закона "О полиции". В статье 12 "Обязанности полиции", в которой 40 пунктов, сказано: полиция обязана "осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, пребывания, выезда за пределы РФ… Координировать в этой сфере деятельность органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции". Что значит осуществлять контроль и координировать? Надзирать, проверять. А чтобы проверять, надо знать и законы, и права. Де-факто - миграционная служба под милицейским контролем.
Разберемся с медвытрезвителями. В статье 13 "Права полиции" читаем: "…доставлять граждан, находящихся в общественных местах в тяжелой степени опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в лечебно-профилактические и медицинские учреждения". Приехали! У журналистов языки отсохли озвучивать обещания эмвэдэшного руководства о "разгрузке" милиции, "освобождении от несвойственных ей функций", а в проекте все по-старому.
Если функции почти не изменились, "палочная" система учета неколебима, то зачем было огород городить и полгода вещать о реформе, да еще и новый закон писать? О соблюдении прав и свобод граждан, законности и беспристрастности и в прежнем законе "О милиции" сказано не менее талантливо. Циников и затаившихся оборотней нынешние положения законопроекта не исправят, а честные, как и прежде, будут работать не за страх, а за совесть. Похоже, масштабную реорганизацию затеяли, чтобы и сокращения оправдать, и поделить освободившиеся средства - куски милицейского пирога станут поувесистей. Нынешние-то совсем крохи. В Магнитке милиционер-стажер в течение трех месяцев получает четыре тысячи рублей - это меньше, чем прожиточный минимум. После аттестации - десять тысяч; сержант 12, подполковник с 18-летней выслугой лет - 20 тысяч рублей - на пять тысяч меньше, чем рядовой продавец в колбасном отделе.
Критики нынешнего реформирования считают: лучшая реформа - достойная зарплата. Выстроится очередь желающих - среди них и выбирай достойных. А ну, как в ряды профессионалов оборотень прокрадется? На этот случай в милиции есть отдел собственной безопасности, и пусть они свой хлеб не даром едят.