Рынок такси ждут серьезные перемены. С 1 сентября вступают в силу положения федерального закона №69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые в том числе урегулируют и деятельность в сфере автомоторных перевозок.
Пока еще не ясно, к чему новые требования приведут, но сами таксисты уже почти громогласно утверждают: цены на их услуги обязательно повысятся - минимум на треть.
В Магнитогорске демпинговая война таксофирм пока несет лишь один положительный для клиентов момент - относительно невысокую плату за проезд. Зато эти "небольшие" 80 - 100 рублей выливаются в массу проблем. Таксисты утверждают: чтобы заработать "нормальные" деньги при таком ценнике, нужно сидеть за "баранкой" по 12-14 часов в сутки и машину ремонтировать в выходные. О безопасности пассажиров в этих условиях речи попросту не идет (к концу смены у водителей, говорят, зрительные галлюцинации бывают), да и качество сервиса оставляет желать лучшего. К клиентам таксисты относятся, мягко говоря, без уважения. Тех, кто вызывает такси по телефону, называют, в лучшем случае, "гопотой", тех, кто голосует на улице, - "бордюрами". Некоторые водители утверждают, что после пары недель работы начинают ненавидеть всех пассажиров - настолько их достали "пьяные морды, быдло-бабы и быдло-гопы", но особенно пивные молодежные компании, "решившие пошиковать на оставшуюся мелочь". Пассажиры платят той же монетой: "бомбила" - это еще безобидная оценка "образа" таксиста…
На таком фоне идея перемен на рынке такси - весьма здравая. Но вот какова будет ее реализация - большой вопрос. На бумаге гладко в нашей стране получается почти всегда, на деле же - постоянно появляются "овраги".
Новый федеральный закон определяет ряд обязательных условий, без выполнения которых таксист просто не получит разрешения на работу. Документ этот будет выдаваться на пять лет на каждое транспортное средство на основании разрешения региональных властей.
Во-первых, в автомобиле должен быть установлен таксометр, а водитель обязан выдавать клиенту кассовый чек или квитанцию на бланке строгой отчетности (В Египте, например, тоже существует такие законодательные нормы, но кто из тамошних таксистов их выполняет?!) Во-вторых, смена каждого таксиста должна начинаться с предрейсового технического осмотра машины и медицинского освидетельствования. Крупные таксомоторные предприятия должны будут предоставить в разрешительный орган доказательства, что в их организационной структуре имеется техническая служба и медик. Индивидуальные предприниматели могут ограничиться договором, заключенным с учреждениями, имеющими лицензии на проведение техобслуживания автомобилей и медицинского освидетельствования. В-третьих, общий водительский стаж таксиста теперь должен быть не менее пяти лет, а стаж работы водителем - не менее трех лет, что означает: лихая молодежь на такси работать не сможет.
Законодательные нововведения содержат и такую норму: внешний вид автомобиля должен сразу указывать на принадлежность к такси. На этих машинах будут установлены оранжевые светящиеся коробы с шашечками. Скорее всего, такси приобретут и единую расцветку - решение об этом отдано на откуп соответствующим региональным органам власти.
Таксисты уверены, что все новшества на руку лишь крупным таксомоторным паркам. Мелкие фирмы, покупающие радиостанции и раздающие заказы работающим под их вывеской автовладельцам, якобы вынуждены будут уйти с рынка. Однако оппоненты этой точки зрения говорят, что такова цена за безопасность: "Только конторы со своим парком и с нормальными водителями". Тогда "такси будут пользоваться нормальные люди, а не гопота".
Недавняя маршрутная революция в Магнитогорске выставила местную власть, мягко говоря, в невыгодном свете. Поэтому вряд ли руководители города теперь рьяно возьмутся за таксистов. Суровость российских законов, как известно, смягчается необязательностью их выполнения. Федеральные законодатели предполагают, что контроль за наличием разрешения на таксомоторные перевозки на дорогах будут осуществлять, прежде всего, сотрудники Госавтоинспекции. Но тем с повседневными заботами дай бог справится - где уж за таксистами гоняться! Да и сами "бомбилы" не лыком шиты - если их, образно говоря, не пустят через дверь, они влезут в окно. Скорее всего, в Магнитогорске все останется по-прежнему: перекрестки и остановки общественного транспорта будут заняты таксистами, а водители автомоторов не перестанут мнить из себя "шумахеров" и демонстрировать как квалификацию "на уровне ученика автошколы", так и наглый стиль вождения под девизом "еду как хочу".
Если с 1 сентября ничего в работе такси в городе, за исключением роста цен на их услуги, не изменится, это будет "по-нашему". Платить за законодательные новшества, как обычно, придется только потребителю.