– НУ ЧТО ЗА БЕЗОБРАЗИЕ, – обращается одиннадцатиклассник Петя к монитору. – Опять у них некорректно задание сформулировано. У меня ЕГЭ на носу, а тут ошибки их разбирай…
Петя ругает «промахи» нацпроекта, в котором заложена практика дистанционного обучения. Многопрофильный лицей № 1 апробирует новую методику в рамках эксперимента.
Пластик вместо фанеры
За два года из бюджетов трех уровней на реализацию нацроекта «Образование» в городе потрачено около двухсот миллионов рублей. Кажется, огромные деньги просто растворились в школьных классах и коридорах – так много «дыр» в среднем образовании было в «донацпроектную» эпоху. Но в одном из лицеев города не трудно обнаружить следы недавних финансовых вложений.
Двери. Давно не было повода обратить внимание на двери, ведущие в школьный храм знаний. В советской школе двери были типовые, фанерные, с типовыми же пластмассовыми ручками. В девяностые годы – железные, часто без покраски. Второго декабря, когда горожане в массовом порядке отрывали двери городских школ, я поняла, что держу ручку тяжелой и богатой деревянной школьной двери. За ней – еще одна дверь, уже из легкого современного пластика.
На прошлой неделе, входя в многопрофильный лицей № 1, убедилась: шикарные деревянные ворота, ведущие в школу, – уже тенденция.
Многопрофильный лицей
№ 1 в нынешнем виде появился в 2005 году, но педагоги и студенты ведут его историю с 1989 года, когда был основан первый в стране лицей, названный Магнитогорским лицеем РАН.
– Не считая царскосельского, конечно, – уточняет директор лицея Александр Хохлов. – Уже тогда здесь апробировали такие идеи национального проекта «Образование», как, например, профильная подготовка старшеклассников и работа с одаренными детьми. А сегодня мы единственные в России реализуем систему четырехступенчатого образования.
Галстук под вязаным жилетом
Одно из приоритетных направлений нацпроекта – внедрение в российские школы современных информационных технологий и учебных материалов нового поколения. Сегодня в двух лицейских корпусах – младшем и старшем – существует более ста профильных направлений.
Младшая ступень лицея находится в здании бывшей школы № 46. Здесь учатся дети с первого по седьмой класс – более четырехсот человек. Типовыми в школе остались разве что направления коридоров. Интерьер на каждом этаже тематический, чтобы малыши на переменке могли окунуться в пространство кукольного театра, космоса или городской улицы. В рамках дизайнерского профиля дети сами создают кукол, делают стеклянные витражи. Однотипной школьной формы в младшем лицее нет. Малыши, как цыплята, одеты в разные «корпоративные» костюмчики: каждый класс – в своем стиле.
– Так проще и детям, и нам: сразу видно, кто из какого класса, – объясняет заместитель директора по воспитательной работе Марина Юлдашева. – Многие мальчики в галстуках с первого класса ходят. Мы воспитываем будущих офисных работников, прививаем детям мысль о высоком имидже образования, об элитарности знаний. Помните, как некомфортно могло быть отличникам в школе? У нас, наоборот, царит культ знаний.
Решение открыть в 2005 году младшую ступень лицея стало первой ласточкой национального проекта. В управлении образования решили, что искать в детях одаренность нужно как можно раньше. Да и с профилем в старших классах школьнику определиться проще, если в младших он уже попробовал себя в роли дизайнера, финансиста или архитектора.
В расписании ребят – «прогулка», «иностранный язык», «шахматы». После уроков – дополнительное образование и занятия в группах олимпиадного резерва. Ручной труд сопряжен с виртуальным: художественные шедевры создаются в компьютерном классе, полученном в рамках национального проекта.
– Ошибочно думать, что мы работаем только с одаренными детьми. По статистике лишь пять процентов детей, приходящих в первый класс, имеют признаки одаренности, – говорит Александр Хохлов. – Остальные ребята – это в будущем стабильные, прилежные студенты, которые образуют основу российских вузов.
Инновационный кактус
В старшем лицее образовательный процесс максимально приближен к атмосфере вуза. У каждого курса – свой деканат, работают кафедры, внедрена система зачетов и экзаменов, выпускных работ.
Информационными технологиями, к которым национальный проект относится особенно трепетно, пронизаны, кажется, даже стены: по льготному для образовательных учреждений тарифу к Интернету подключена каждая машина. С 2004 года лицей является участником эксперимента по апробированию электронных образовательных ресурсов, в том числе с использованием интернет-технологий.
Лицеисты разработали и поддерживают свой сайт, ставший год назад победителем регионального конкурса «Виртуальный мир». Точную цифру компьютерных классов в лицее ребята назвать затрудняются, – говорят, что «много». Только к кафедре информатики относится пять, а еще – в лаборатории химии и биологии, в младшем лицее.
На уроке черчения в девятом классе лицеисты изучают сопряжение окружностей.
– У кого есть с собой флэшка? – спрашивает преподаватель Ирина Кимайкина. – После урока возьмете презентацию домой.
Она стоит возле интерактивной доски, на которой проектор рисует изображения лилий и крылышек насекомых. Причем тут черчение? Чертить дети будут после того, как научатся видеть окружности и линии в природе, в архитектурных формах разных культур. Крылья бабочки и лепестки цветов они находят в окнах Антонио Гауди, в куполах храмов и в мебели стиля модерн.
После столь красочной презентации хочется смотреть на мир по-другому: вот и кактус на подоконнике с привязанным к нему колышком видится изящным сопряжением окружности и прямой линии. Инновации нацпроекта «цепляют» даже тех, кто давно вышел из школьного возраста.
Кадровый расцвет
– Что толку ставить в класс красивый компьютер, если учитель не умеет им пользоваться? – размышляет Александр Хохлов над одной из главных проблем национального проекта. – Школе прежде всего нужны квалифицированные кадры.
Как их привлечь – головная боль каждого директора. Нынешние руководители школ – не просто «хозяйственники», как раньше, а менеджеры.
– Государство сегодня много вкладывает в среднее образование и требует от школ экономического эффекта в виде качества образования. Деньги, которые лицей привлекает посредством программ дополнительного образования, идут на доплаты лучшим учителям, – говорит директор.
Ему, как менеджеру, это удается. В многопрофильном лицее № 1 работают 46 педагогов с высшей категорией, 29 – с первой, семеро кандидатов наук, четверо аспирантов, один народный учитель РФ, четверо – заслуженные учителя РФ, семеро отличников просвещения и двенадцать почетных работников общего образования. Кроме того, семеро преподавателей награждены грамотой Министерства образования РФ, четверо являются обладателями грантов президента и губернатора.
Студенческий «цветник» впечатляет не меньше: за время существования лицея выпущено 250 учащихся с золотыми и серебряными медалями. В 2004 и 2005 годах трое учащихся получили сто баллов по ЕГЭ. Двое учеников удостоены премии президента и один – премии губернатора области. В прошлом году лицей признан лучшим образовательным учреждением города по подготовке победителей олимпиад.
Разбросанный по школе грант
В прошлом году многопрофильный лицей № 1 получил президентский грант в размере миллиона рублей. Следы этого гранта – в классах в виде веб-камер, на страницах лицейского научно-художественного журнала и газеты Лицей’ist, отпечатанных благодаря обновленной технике в лицейской типографии, в сияющей новизне спортивных тренажеров. Вскоре в лицее начнет работать и внутреннее телевидение. Новенькие мониторы уже развешаны по всем коридорам.
– Кроме «Волги», у нас еще «ГАЗель» есть, – хвалится водитель, курсируя на машине между двух ступеней лицейского образования и внося свой бесценный вклад в принцип непрерывности образования.
– Что такое нацпроект? – объясняет Александр Хохлов. – Это государственная поддержка основных направлений в образовании на федеральном, региональном и местном уровнях. Наш лицей, кроме того, участвует в программе поддержки одаренных детей ОАО «ММК».
На столе у него – пугающая своим объемом папка с документами, которую собирают претенденты на государственный грант.
– Может, еще миллион получим, – улыбается директор. – Нам есть куда вкладывать.
По мнению Александра Хохлова, сегодня нужно говорить не о реформе, а революции в сфере образования, потому что «меняется качество обучения».
– Оценивать результаты еще рано. По подсчетам экспертов, их следует ждать к 2010 году. А нынешние вложения в школу – своего рода аванс со стороны государства, – считает директор.
По правде, даже в коммерчески успешном многопрофильном лицее № 1, учреждении с царскосельскими амбициями и инновационными кактусами, еще виднеются следы недоремонта. Но глаза у педагогов горят, строгие галстуки у лицеистов к концу дня съезжают набок, а в раздевалке не протолкнуться. Значит, школа живет.