Магнитогорцы все чаще высказывают свое мнение по локальным, но принципиальным вопросам. И все чаще позиция горожан становится определяющей при окончательном вынесении вердикта.
Говорить о завершении истории, развернувшейся вокруг строительства трамвайной остановки, еще рано. Возможно, все только начинается. Тем не менее, сигнал неодобрения инициативы администрации Центрального крытого рынка от населения получен. Ответом на него стало решение исполняющего обязанности главы города Владимира Ушакова о приостановлении уже начавшихся работ. Теперь над судьбой объекта посадки-высадки пассажиров нависло шекспировское "быть или не быть".
Предметом недовольства магнитогорцев, обратившихся в общественную приемную партии "Единая Россия", стала идея создания дополнительной трамвайной остановки непосредственно у Центрального рынка. Его руководство оперативно миновало череду согласовательных процедур и, стоило сойти снежным завалам, приступило к реализации задуманного. Когда началось выкорчевывание бордюров, скрыть намерения от глаз горожан стало невозможно, и пошли вопросы: "А что это вы тут делаете?" Дальше возникло недоумение: "К чему городить остановку там, где рукой подать: что до Ленинградской, что до Гагарина?"
Генеральный директор ООО "Магнитогорский центральный крытый рынок" Александр Бородай, комментируя ситуацию, ссылается опять-таки на пожелания жителей Магнитогорска, но уже другого характера:
- Просьбы соорудить остановку к нам посыпались после того, как в результате расшивки перекрестка Карла Маркса - Гагарина остановочный комплекс был перенесен ближе к новым районам. Люди письма пишут, лично приходят. К тому же, после установки светофорной пары и организации регулируемого пешеходного перехода возникнет вопрос безопасности дорожного движения. Финансирование проекта стоимостью порядка 1,5 миллиона рублей мы берем на себя.
Понять жителей соседних домов, ратующих за остановку, - несложно. Кто откажется от перспективы: вышел из дома и сел в трамвай без необходимости вышагивать лишние сто метров. Да только это капля в море общего котла интересов. Несложно понять и позицию руководства рынка, которому выгодно выстроить логистику, максимально способствующую притоку посетителей.
Только вот сам рынок сложно назвать социальным, пользователи общественного транспорта пусть туда и заглядывают, но основные клиенты "центрального" - люди со средним достатком, осуществляющие гастрономический шопинг с использованием личного транспорта. Сельхозпроизводителей с рынка уже давно вытеснили так называемые перекупщики, оттого ценники на большинство продуктов здесь выше средних по городу.
Недовольны автолюбители:
- В прошлом году для увеличения пропускной способности на перегруженном проспекте Карла Маркса замостили трамвайные пути, теперь благое начинание, как оказывается, никому не нужно. Водителям придется сбавлять перед остановкой скорость, а значит, опять пробки, - говорит автолюбитель с 10-летним стажем Алексей Терещенко.
Не видят особой целесообразности в сооружении остановки и продавцы, работающие на рынке.
- Как правило, добираюсь на маршрутке, она здесь останавливается, - рассуждает Елена. - Но если приходится пользоваться трамваем, ничего страшного не вижу в необходимости прогуляться пять минут от Ленинградской. Поэтому, если честно, мне все равно: будет остановка или нет.
Схожая позиция и у покупателей, среди которых лишь единицы добираются до рынка на трамвае. Если объединить палитру мнений, то получается примерно следующее: "Чем ближе, тем лучше. Но в данном случае критических предпосылок к созданию остановки нет. Другое дело, что нужно решать вопрос с парковкой и привести в порядок прилегающую к рынку территорию".
Немаловажен еще один момент. Остановка общественного транспорта - это всегда место скопления людей и, соответственно, рассадник мелкого мусора. Там, где доказана целесообразность организации точки ожидания общественного транспорта, с этим приходится мириться. Но если четкого обоснования необходимости остановки нет, то мусор, несомненно, аргумент против такого решения.
В любом случае идея руководства рынка похвальна. Вкладывать собственные средства в развитие городской инфраструктуры у нас не особенно принято. Тот же светофорный объект на этом участке вполне уместен. Вот только остановка, наверное, перебор. Впрочем, вполне вероятно, что предприниматели отчаянно биться за нее не будут. Тот же Александр Бородай в разговоре с нами усомнился в том, что трамвай у ворот слишком добавит "центральному" покупателей. А раз так, то компромисс вполне возможен без лишней нервотрепки.
Не исключено, что вопрос будет обсуждаться депутатским корпусом на общественных слушаниях. Принятие решений о создании новых остановок общественного транспорта вне полномочий городского Собрания депутатов, но обращения избирателей в данном случае не должны остаться без адекватной реакции. Председатель МГСД Александр Морозов заверил нас в том, что выход будет найден, исходя из целесообразности и с учетом интересов большинства магнитогорцев.
- Возле Центрального рынка исторически никогда не было остановки, хотя длительное время он был единственным крытым рынком в городе, - заметил спикер городского парламента. - Хватает того, что недалеко расположены две остановки - на улицах Гагарина и Ленинградской. Сейчас в городе возобновились работы по расширению дорог, расшивке перекрестков. Ради упрощения движения автотранспорта, ради безопасности. Дополнительная остановка на этом участке дороги усложнит движение и увеличит аварийность. Я не вижу весомых аргументов в поддержку инициативы администрации рынка. Это только интересы бизнеса.