Завтра железнодорожники отмечают профессиональный праздник. На комбинате у этой профессии особое значение. Своевременная транспортировка руды, угля, агломерата, окатышей, чугуна, стали, слябов и проката - их заслуга.
Машинист-инструктор локомотивного цеха Алексей Белов с электровозом познакомился еще десятилетним мальчишкой, когда отец - машинист - взял сына на работу.
- До этого думал, что папа просто по железной дороге катается, - улыбается Алексей. - А после того, как пробыл с ним целую смену, вернулся домой и тут же завалился спать.
Первый опыт зацепил. К тому же, отец всегда был примером, и после девятого класса Белов пошел в шестьдесят третье училище на помощника машиниста локомотива.
Тот год по праву можно считать первым шагом во взрослую жизнь. В училище Алексей встретил товарищей, с которыми общается до сих пор. Повезло и с наставниками - производственным мастером Светланой Сидоровой и преподавателем спецтехнологии Виктором Поповым.
- Виктор Дмитриевич - человек грамотный и требовательный, - делится Белов. - Сразу настроил группу на серьезный лад. И почти все, кто был у него в группе, пошли работать по профессии. Трудимся, правда, в разных цехах, но делаем одно дело.
На производство Алексей попал в 2001 году. Начинал в ремонтном депо, знакомился с устройством локомотивов. Потом ушел в армию. Служил в ракетных войсках стратегического назначения. А спустя два года вернулся на железную дорогу промплощадки - на этот раз в кабину электровоза, помощником машиниста.
Железнодорожный транспорт - важная часть организма комбината. Это только кажется, что доставить груз из пункта А в пункт Б проще простого. Нужно контролировать работу локомотива, товарищей, постоянно быть на связи и следить за тем, что происходит вокруг. Да и грузы бывают разные: доводилось Белову возить и битум, и смолу, и бензин. Тут нужно скоростной режим выбирать и соблюдать особые правила.
- Есть негабаритные грузы, - продолжает Алексей. - Они тоже требуют особой бдительности, скорости, а иногда и сопровождения. Комбинат обновляется, поступает много оборудования, и доставляем его мы. Бывало, перед перевозкой детали делали макет и проводили "генеральную репетицию". Смотрели, как пойдет дело.
Два года Белов трудился помощником. В 2005 году его повысили до машиниста, а с первого июня назначили машинистом-инструктором. Должность ответственная. Это контроль за работой бригады - а в ней восемьдесят один человек. Главное - не допустить задержек, которые могут повлечь перебои в работе всего комбината. Ответственность невероятная.
- Постепенно привыкаю, - говорит Алексей. - Помогают более опытные машинисты-инструкторы. Например, Виталий Филиппов.
Выделять кого-то ему сложно: весь цех - одна большая семья, где каждый придет на выручку. И машинист-инструктор в этой семье вроде старшего брата. Рабочими вопросами общение с остальными не ограничивается. Иной раз нужно дать совет и в житейских делах.
О назначении Алексей Белов узнал весной. Как сам признается, новость была неожиданной, но радостной. Значит, не зря трудился и выкладывался. Но еще больше обрадовался отец, и молодой машинист-инструктор понимает почему: у самого двое сыновей.
- Старшему Владиславу восемь лет. Закончил первый класс в пятьдесят шестой школе, отличник, - рассказывает Алексей. - Младшего зовут Павлом, ему четыре. Жена Ксения - домохозяйка.
С семьей Белов все свободное время. Приобщает сыновей к здоровому образу жизни: водит на стадион. Все вместе бегают, подтягиваются, ездят на велосипедах.
- Хотим, чтобы дети полноценно развивались. И умственно, и физически, - объясняет Алексей.
Влад и Павел еще маленькие, чтобы серьезно ответить на вопрос: "Кем ты хочешь быть?" Да и Алексей Белов пока не задумывался о жизненном пути сыновей. Может, они пойдут в металлурги. Или программисты. Или, по примеру отца, станут железнодорожниками. Как и сам Алексей в свое время.