Магнитогорцам подарили возможность побывать на уникальной выставке, посвященной 175 - летию Российских железных дорог. На перрон вокзала прибыл поезд, состоящий из двенадцати вагонов, каждый из которых посвящен какому - либо инновационному проекту или компании, представляющей свои проекты. Идея выставки принадлежит руководству Российской железной дороги. Она была реализована полтора года назад и за это время ее посетили более двухсот тысяч человек в разных городах России. Поезд прошел по БАМу, побывал за полярным кругом, сделал остановки в Петропавловске, Кургане, Оренбурге, Златоусте, Миассе. В Магнитогорске восьмого ноября одними их первых выставку увидели представители администрации города, пенсионеры, школьники и журналисты.
То, что открылось взору посетителей, было похоже на декорации к фантастическому фильму. Каждый вагон - отдельный павильон, посвященный той или иной теме. Умело выстроенное освещение, множество технических приспособлений, манекены в форме железнодорожников - все это очень похоже на кабину космического корабля. Посетителей встретили специалисты - экскурсоводы, которые доступно и понятно рассказали о том, что представлено. В первом зале - вагоне - история развития железнодорожного транспорта с 1837 года по наше время. На примере макетов старых поездов и современных "Сапсана" и "Аллегро" разница ощутимая. Особенно это касается поезда "Ласточка", который планируют запустить к Олимпиаде - 2014. Красивые, обтекаемой формы вагоны так и манят вкусить прелесть путешествий.
В следующем вагоне представлена инфраструктура железных дорог, в большинстве своем невидимая обычным пассажирам. Мастерски выполненные макеты - панорамы, демонстрирующие устройство станций, железнодорожного переезда, путевых стрелок. Более всего впечатлил макет железнодорожного терминала аэропорта Сочи и железнодорожный комплекс космодрома Байконур, составляющий 470 км путей. На макете изображен момент подвоза ракеты к стартовой площадке. Тем более это вызывает любопытство, если учесть, что Байконур - территория секретная и простым гражданам недоступная.
В следующем вагоне представлено рабочее место машиниста электропоезда. Как объяснил экскурсовод, от машиниста требуется лишь занести параметры движения в специальную программу, все остальное работает в автоматическом режиме. Так что машинист будущего больше похож на оператора ЭВМ. Вся его работа фиксируется на флэш - регистраторе. Аналогов этому проекту в мире пока нет.
Руководство РДЖ уделяет большое внимание экологии, и даже построили завод для утилизации шпал. Макет этого предприятия представлен в одном из павильонов. На предприятии старое, пропитанное маслами дерево, сжигают. При этом дым проходит через слои фильтров, что позволяет на 90 процентов снизить вред, наносимый окружающей среде. Здесь же - новейшие системы очистки воздуха в замкнутых помещениях, способные нейтрализовать и сигаретный дым в том числе. Уже сейчас они стоят в аэропортах Домодедово, Шереметьево, некоторых гостиницах и медицинских центрах.
Еще одна уникальная инновационная находка - солнечный модуль. Это своеобразная батарея, работающая независимо от городских электрических сетей. Он подпитывается как от прямых, так и от преломленных солнечных лучей. Накапливает энергию в аккумуляторах и отдает оборудованию. Срок службы модуля - до семи тысяч циклов заряда - разряда, или до десяти лет. Как говорят специалисты, за этим модулем - будущее автомобилестроения.
Экспонаты, представленные в вагоне "Молодежной и кадровой политики", вызвали бурный интерес у школьников. В экспозиции - обучающие управлению локомотива тренажеры, авиа - симулятор, кабина КамМАза в реальную величину и виртуальный тир. Так что любой посетитель может попробовать себя в качестве пилота или машиниста.
- Посетителям выставки больше всего интересны новые составы "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка", - говорит начальник поезда Денис Алексеенко. - Наша страна очень большая - 85 тысяч километров железнодорожного полотна, пять тысяч станций. И восемьдесят процентов из того, что представлено, уже применяется на железной дороге.
После Магнитогорска чудо - поезд направился в Троицк, Челябинск и города Казахстана.