НЕДАВНО у одного работника дочернего предприятия ОАО «ММК» замолчал телефон – ни шорохов, ни гудка.
По квитанциям все оплачено в срок и даже авансом, за месяц вперед. Выходит, очередная неисправность на линии, тем более что подобные случаи уже были из-за небрежно проводимых ремонтных работ одним из соседей. Но звонок в бюро ремонта АТС огорошил: мол, за вами долг, приходите разбираться с квитанциями.
Пригорюнился товарищ, время работы конторы «по разборкам» совпадает с его графиком, домашних послать некого, а соседям – больно нужны чужие проблемы, да еще мотаться по городу в такое пекло.
Спустя три дня «на ковер» к самому главному телефонному начальнику Алексею Репринцеву с квитанциями бедолаги пришел корреспондент «ММ». И оказалось, что долг действительно был – 60 копеек, но «в первую волну» абонента не отключили, долг перенесли на апрель, вписав в майскую квитанцию. И хотя он был уже погашен за неделю до контрольного срока, электронная чудо-техника все же его выловила, внесла номер абонента в черный список, и телефон отключили на следующий день после оплаты.
Давно известно, что у магнитогорских связистов в случае каких-то конфликтов виновны все, кроме них – забывчивые и склочные абоненты, таинственное вышестоящее начальство, по чьим инструкциям они вынуждены работать, бездушная «так настроенная» аппаратура. Например, Алексей Викторович признает, что негоже за копейки дергать людей, но аппаратура покажет долг и в одну копейку, и в две тысячи рублей. Недавно за долг в три рубля отключили телефон у очень большого начальника с комбината. Это вроде как бы подчеркивает демократичность репрессий в отношении должников. Можно, конечно, установить «долговой порог». Чтобы действительно не третировать абонентов за копейки, которые легко и без экономического ущерба переносят в следующий платеж, а бороться при помощи «кнопки» с настоящими должниками, злостными неплательщиками. Но против «порога отключения», оказывается, Челябинск, а конкретно – коммерческий директор ОАО «Уралсвязьинформ» Юрий Киршин.
Очень уж любят связисты собирать денежки с населения. В том числе и за не оказанные еще услуги. Например, оплачивать услуги связи авансом, за месяц вперед. Это, говорят лукаво, для людей, для абонентов делается, чтобы им каждый месяц по очередям в кассы не стоять. На самом же деле десятки миллионов рублей, получаемых «вперед» ежемесячно, «крутят» сугубо в интересах связистов. И драчка за каждую копейку идет нешуточная. Главный «вышибатель долгов» в Магнитогорске от Уралсвязьинформа – начальник претензионного отдела Ирина Мансурова – говорит, что «мелочевки» от копеек до 20 рублей в месяц набегает до 20 тысяч рублей, и с этой дебиторской задолженностью многих тысяч абонентов они борются решительно и бескомпромиссно.
Я попытался выяснить, а сколько это – «много тысяч абонентов», которых связисты ежемесячно отключают «за мелочевку». Не сказали, видимо, какая-то коммерческо-корпоративная тайна. Только намекнули, мол, конечно, не 25–30 тысяч, не каждый четвертый абонент в месяц, но много.
Словом, с «порогом отключения» все ясно. Телефонные монополисты заставят и за копейку побегать, наверное, чтобы нам неповадно было влезать в их сверхприбыли. А с введением с 1 февраля новых тарифов на услуги связи и увеличением их практически на треть качество этих услуг не улучшилось ни на йоту, равно как и «порог хамства» не стал ниже. Вижу в этом сугубо монопольную составляющую. Те же городские и областные телефонные начальники так или иначе плоть от плоти относятся к операторам сотовой связи, являясь учредителями компаний сотовой связи, крупными акционерами, а то и на руководящих постах. Ну почему там такого хамства нет в отношении к абонентам? И за копейки – считанные рубли – не отключат, вовремя предупредят, что на счету деньги заканчиваются, примут так называемый обещанный платеж? Да потому, что в городе этих операторов шесть, и я могу в любой момент «сделать ручкой» и перейти к тому, кто уважительно относится к своим клиентам.
Сегодняшний диктат структуры городской проводной электросвязи с запредельным «порогом хамства», неуважением к абонентам может привести к тому, что компания окажется у разбитого корыта. К примеру, у меня есть знакомые, принявшие решение отказаться от «городского телефона». Второе. «Копеечный меркантилизм» может выйти боком и по-крупному Уралсвязьинформу. Например, в нашем случае после досрочной оплаты, да еще на месяц вперед, три дня у абонента молчал телефон – как объяснили, из-за того, что он оплатил услуги через кассу ЕРКЦ, а не на переговорном пункте, и поэтому сведения об оплате поступят только несколько дней спустя. А если человек занимается бизнесом, и из-за связистов, чью работу он оплатил, но, по договору с ними же, они ему не предоставили связь, из-за чего сорвалась важная сделка и нанесен немалый материальный урон? А если, не дай бог, кто-то из родственников нуждался в помощи? Умер, наконец? Думаю, в случае обращения в суд с исками о материальном и моральном возмещении, подкрепленными документами, справками с «синими» печатями и оплаченными квитанциями, решение будет не в пользу связистов и отнюдь не «копеечным».
На задворки головного офиса городского Уралсвязьинформа по адресу: проспект Ленина, 32/1 ежедневно идут сотни абонентов со своими телефонными проблемами. Главным образом, те, кому отключили телефоны «за неуплату». Руководство компании, показалось, даже гордится, что для «многих тысяч» абонентов здесь созданы все условия. По крайней мере, нет очередей. Действительно, очередей я не застал, хотя, говорят, утром сюда лучше не приходить: у работавших девяти из одиннадцати «окошек» стояли «всего» по два-три человека. В основном, с оплаченными квитанциями, с заявлениями о смене тарифного плана. На стекле каждой «точки разбора» – указание: абонентов принимают только по предъявлении паспорта. Понятно: без бумажки ты – букашка…