Ее открытие в городской картинной галерее собрало в минувшую пятницу чрезвычайно разнообразную публику: байкеров, рок-н-ролльщиков, комбинатских менеджеров, "фотомоделей" с промплощадки, отцов города и прохожих, привлеченных вернисажной суетой. Получилось, что доказывать своевременность темы нет необходимости.
Ведущая тема выставки, организованной отделом информации и общественных связей "ОАО "ММК" и газетой "ММ", - красота труда металлургов. В кадр мастеров фотографии - Андрея Серебрякова, Дмитрия Рухмалева, Василия Макаренко и Игоря Лагунова - попали труженики всех основных производств легендарного комбината. Таких образов не увидишь на обложках глянцевых журналов. Люди, "схваченные" в момент напряженной работы - со струйками пота на лице, порой закопченные, неотделимые от ритма агрегатов, в окружении техники… Или - в редкие минуты передышки: со стаканом воды, расслабленные, с улыбкой, в раздумье. Некоторые из этих фотографий читатели "ММ" видели на наших страницах, многие станут для посетителей выставки открытием.
Выставка предлагает не только знакомство с фотоработами. Посетители разглядывали действующую модель двухклетевого реверсивного стана, фотографировались в войлочном одеянии доменщиков, угощались эталонной газировкой с фирменным знаком выставки - фотопортретами на этикетке, толпились перед экраном с видеофильмом о комбинатском производстве.
"Фишкой" вернисажа стало "разрезание ленты", обыгранное как перекусывание цепи болторезом - честь этого священнодействия под свиридовское "Время, вперед!" выпала вице-президенту управляющей компании ММК по финансам и экономике Олегу Федонину и председателю Горсобрания Александру Морозову. "Металлическая" тема настолько плотно витала в воздухе, что выступавшие невольно подтягивали к ней все остальное. Так, чуть ли не с первых минут за байкерами, заглянувшими на барабанную дробь музыканта Сергея Замараева, после случайной обмолвки галерейщиков прочно закрепилось название "стальные волки". Ночные волки на ошибку не обижались и даже не исправляли и вообще органично смотрелись перед фотопортретами: в основе и металлургии, и байкерского увлечения - союз человека с металлом.
"Лицо" выставки буквально присутствовало на ней: выпускника 13 училища, двадцатиоднолетнего горнового Славу Никифорова, чье фото вынесено в анонс дня, фотографы и журналисты долго не отпускали от плаката с его же изображением. И все удивлялись: "Похож и не похож!" Еще бы: фотограф поймал мгновение в короткой передышке доменщика посреди рабочего дня. "Поднимаю голову - а на меня нацелен объектив", - вспоминает Слава. "Сколько было ковшей к этому времени?" - спрашивает Олег Федонин. - "Четыре-пять". Олег Владимирович сам выходец с доменного производства. Описывая собственное впечатление о выставке, отмечает: радует, что лица на портретах не чужие, а знакомые: "Фотографии высветили в них мощное, мужественное - это же по-мужицки правильный труд. Те, кто связан с производством, знают эти качества металлургов, но они неброски. И как их опишешь постороннему? Человек отработал, переоделся - и слился с прохожими. Ведь как нельзя войти в реку дважды, так не задержишь атмосферу трудного дела: текучка дня. А тут фотографы выхватили узнаваемые человеческие эмоции в работе. И не нужны объяснения: лица открытые - понятны любому". "В этом заслуга и фотографов, - продолжает разговор другой гость - начальник управления экономики Андрей Еремин. - Идея фотолетописи работает на престиж профессии. Городу важно знать, на каких людях держится Магнитка. Город выставки давно достоин. И думаю: выставка такой тематики сейчас в стране - большая редкость. Может, Магнитка даже застрельщик в восстановлении этого направления в искусстве?"
Об этом же говорили другие гости и организаторы. "Мы долго вынашивали идею", - признался главный редактор "ММ" Олег Фролов. Александр Морозов во вступительном слове поставил за замысел и его реализацию зачет организаторам.
Гости галереи и комбината - английский фотограф с мировым именем, живущий в Канаде, Ричард Пэйр и его помощник Уильям Вебстер - тоже одобрили замысел. Ричард Пэйр с девяносто третьего работает над долгосрочным проектом, посвященным русскому конструктивизму, и его визит на ММК, совпавший с нашим выставочным проектом, - часть его работы: "В ваших фотопортретах - сила характеров, которая рождается в сотрудничестве человека с техникой. В России за искусством изображения человека труда - большая традиция. Я ее вижу в фотоработах. А за пределами России во всем мире знаю только двух-трех мастеров "индустриального" направления. Мир только в последние годы оценил влияние техники на представление о красоте и величии, которое выразилось прежде всего в архитектуре. А о роли российского конструктивизма мир вообще мало знает". Английский фотограф надеется способствовать пропаганде российского конструктивизма и искусства промышленной тематики.
Английский мастер - не единственный, кому интересен мир производства: среди фамилий авторов выставочных работ - давний знакомый "ММ" и ММК, которому был посвящен очерк "Литовский стрелок", Валентинас Юрайтис. Вместе с Игорем Лагуновым он ведет фотопроект о тружениках и буднях комбината.
Горновой четвертой печи Артем Ибрагимов, заглянувший на выставку в отпуске, назвал "Лица. Не глянец" подарком трудягам. Как объяснишь, за что любят работу, где девять месяцев в году жарко, а три - очень жарко? А так, с фотографиями, понятней. Артем подольше задержался перед портретами второго горнового седьмой печи Николая Сафонова: начинал у него в подручных в трудное время, когда раздували печь. Кроме профессии учился у него ответственности и коллективизму. Кстати, Артем пришел на выставку в майке с принтом "Единой России".
...Горновой четвертой печи Дмитрий Бишов, еще один из героев вернисажа, признается, что очень ждал этого дня и очень рад за ребят, которых узнает на портретах: Евгения Шаландина с литейного, Алексея Кулика, Виктора Ефимова, Василия Гибадулина, Александр Козицина, Вадима Воронина - "Я у него начинал", - вспоминает. Начинал четыре года назад, а помнит: атмосфера сложного производства воспитывает характер.
Выставка продлится две недели, а затем переедет в цеха комбината. Не упустите уникальную возможность своими глазами увидеть горячий мир людей горячей профессии.