-Дорожные работы предполагают пять основных направлений, - рассказал заместитель начальника управления капитального строительства и благоустройства Илья Сикерин. - И ежегодно стараемся не упустить ни одно из них. Это строительство, реконструкция, капитальный ремонт, "средний" и текущий, в который входят и отсыпка поселковых дорог, и ямочный ремонт.
Основные работы по первому направлению - строительству, когда объект возводится с нуля и, как говорится, под ключ, завершены. Значительно разгрузило основные проспекты города шоссе Западное. Построенный отрезок в два с половиной километра, на который затрачено 103 миллиона рублей, соединил дорогу от "Шурави" до улицы 50-летия Магнитки. Теперь автомобилисты могут проехать из одного конца города в другой, не заезжая на улицу Советскую: от вокзала до торгового центра "Метро" встретятся всего два светофора. На руку новая дорога и жителям посёлка Нежный, особенно живущим на улице Л. Татьяничевой. Здесь раньше не только сновали легковушки, но и по-хозяйки ездили большегрузы. Были случаи, когда сбивали людей.
Удобство новой магистрали горожане уже оценили. Но это не значит, что не заметили недочетов. К ним, например, относится неудобство проезда улицы Зелёной, где строители не сделали прямого перекрестка.
- Этому помешали коммуникации - здесь расположена газораспределительная станция № 2 с обширной охранной зоной, - пояснил Илья Евгеньевич. - Разрядить напряжённость, а здесь сложно в час пик повернуть налево, поможет второй светофор, монтаж которого запланирован на будущий год.
В целом, стоит признать, получилась хорошая широкая дорога. По проекту, выполненному специализированной проектной организацией и прошедшему государственную экспертизу, на шоссе предусмотрено обустройство остановочных комплексов с заездными карманами для общественного транспорта. Они уже выполнены. Кроме того, от трассы сделаны съезды к садовым товариществам и посёлкам. Не забыли и об озеленении, уже высажена шумозащитная полоса.
Вторым объектом строительства в 2014 году стало продолжение улицы Зелёный Лог, завершение которой запланировано на следующий год. Большая часть работ уже выполнена, и жители новостроек, выросших в конце проспекта Маркса, могут добираться до дома по новому асфальту. Можно сказать, что этот отрезок дороги - своего рода стратегический объект: новое жильё построено, и ему требуется транспортная доступность. Полный цикл строительства предусматривает инфраструктуру: тротуары - пока по одной стороне, поскольку по другой нет застройки, а также озеленение, газоны, остановки.
Другой вид дорожных работ - реконструкция. В 2014 году она заменила и капитальный ремонт.
- С 2013 года применяется комплексный подход к обновлению транспортных артерий города, - рассказал Илья Сикерин. - Взять, к примеру, перекрёсток проспекта Ленина и улицы Завенягина. В прошлом году здесь выполнено расширение перекрёстка, убрано круговое движение. В этом году расширили съезд на улицу Вознесенскую: это изначально было в проекте, потому что предполагалось, что не хватит пропускной способности нового участка при повороте направо. Кроме того, реконструировано 1180 метров проспекта Ленина, от Завенягина в сторону улицы Ручьёва. Автомобилисты помнят, что там случалось немало аварий из-за большой колейности. Вместо четырёх полос на этом отрезке сделали шесть. Правда, это тоже вызвало некоторые неудобства: трафик большой, полосы разметки быстро затираются и сложно ориентироваться. Поэтому рассматривается возможность нанесения разметки нового типа - пластиком. Её должно хватить на сезон. Хотя есть и минус: пластиковая разметка налагает ограничения по обслуживанию, к примеру, грейдер её просто снимет.
Значительные изменения претерпел перекрёсток проспекта Ленина и улицы Труда. Проект аналогичный тому, что выполнен на Ленина-Завенягина. Плюс "средний" ремонт улицы Труда. Таким образом выполненный замкнутый цикл работ сделал гораздо удобнее передвижение с новых районов до Казачьей переправы в утренние часы и обратно в вечерние, максимально ликвидировав пробки в часы пик. Ремонт проспекта Ленина был затратным - 150 миллионов рублей, но дело того стоило.
В число реконструируемых попал и перекрёсток на Юности, где начались подготовительные работы, основная часть которых будет выполнена в 2015 году.
"Средний" ремонт - наиболее заметный вид дорожных работ, потому что может охватить большую площадь. Он включает замену верхнего слоя асфальта без замены других элементов - бордюров, канализационных люков, дорожных знаков. Таким образом в 2014 году отремонтировано десять объектов протяжённостью восемь километров на общую сумму 88 миллионов рублей. Это уже упомянутая улица Труда - от проспекта Ленина до улицы Калмыкова, Калмыкова - от Труда до выезда из города, улица Московская - от Суворова до Советской, улица Дружбы - от проспекта Маркса до улицы Советской. Отремонтированы также улица газеты "Правда" вдоль сквера Трёх поколений, улица Бестужева - от Гагарина до Ленинградской, улицы Казакова, часть Калибровщиков, Калинина, в районе сквера Чапаева, Кирова, от Щорса до Калибровщиков.
- Если состояние дороги требует, в "средний" ремонт вносятся коррективы, - объяснил Илья Евгеньевич. - Так, во время работ на улице Калмыкова были заменены дефектные бордюры, пришедшие в негодность знаки, регулирующие дорожное движение.
"Средний" ремонт хорош ещё и тем, что его отходы - фрезерованный асфальт - идут в дело: ими отсыпаются дороги в посёлках города. Конечно, хотелось бы все дороги, требующие исправления, привести в порядок с помощью "среднего" ремонта. Но на это денег не хватит. Поэтому активно применяется текущий ремонт: ямочный и отсыпка. Его выполняет МБУ ДСУ. В 2014 году скальным грунтом отсыпано семь тысяч квадратных метров дорог, фрезерованным асфальтом - почти 82 тысячи квадратных метров. Для сравнения: в 2013 году соотношение скалы к фрезерованному асфальту было иное - 59,5 и 28 квадратных метров. Этому способствовали как возможность использования снятого покрытия при капитальных и "средних" ремонтах, так и увеличенное финансирование.
Объём ямочного ремонта, который выполняется по планам ДСУ и предписаниям ГИБДД, составил более 17 тысяч квадратных метров.
Что до планов на будущий год, то совершенно точно ко Дню металлурга город получит новый перекрёсток Маркса - Грязнова. В планах также проектирование расширения улицы Гагарина в районе Лесопарковой. Предусмотрено продолжение "среднего" ремонта улицы Бестужева - от Ленинградской до ДСУ, завершение ремонта на улице Калибровщиков. Дорожные работы включают и создание необходимой инфраструктуры. Так, на 2015 год должно быть выполнено освещение шоссе Западного, от улицы Надежды до Гагарина.
- В нашей компетенции ещё и содержание дорог, - добавил Илья Сикерин. - А это уборка мусора, грязи, снега. Не всегда заметная работа, на которую бюджет может себе позволить не так много средств: в 2014 году - 200 миллионов рублей. По ремонту 2015 года: постараемся не упустить ни одно из направлений. Конечно, многое будет зависеть от финансирования. Надеемся, что оно будет достаточным, чтобы продолжить выполнение работ с тем же комплексным подходом и осуществить всё запланированное в полном объёме.