Девятое по счету телевизионное общение Владимира Путина с россиянами привычно заставило говорить о рекордах.
От года к году телевизионные рамки становятся все шире. Куда там бывать 2001 году, когда диалог занял каких-то два часа двадцать минут? Нынче в это время только экватор миновали, в чем мало кто сомневался. Ясно было, что падет и прошлогоднее достижение (четыре часа одна минута), а председатель правительства остановит эфир, когда посчитает нужным. Произошло это через 4 часа 26 минут - таков новый ориентир для 2011 года.
Режиссура действа проверена практикой и отстроена: вопросы из студии - от ведущего и зрителей, по телефону и через SMS, а также прямые включения из регионов, которые в течение года посетил Владимир Путин. На этот раз телемост связывал московскую студию с поселками во Владимирской области и Забайкальской крае, Новокузнецком, Астраханью, Чебоксарами, Красноярском и Челябинском.
На Южном Урале импровизированные телестудии развертывают второй год подряд: в прошлом декабре - на ММК, сейчас - в цехе "Высота-239" Челябинского трубопрокатного завода, с которым у Магнитки давние деловые связи. В новом цехе ЧТПЗ из магнитогорского толстолистового проката изготавливают трубы для магистральных трубопроводов, и не случайно премьер-министр, отвечая на вопрос мастера участка формовки Евгения Гааса, упомянул про комбинат: "Раньше мы были вынуждены закупать трубы и в Германии, и в Японии, но теперь есть возможность от этого импорта отказываться… Действительно, на этом предприятии, на металлургических предприятиях - на Магнитке, на Северстали - такую продукцию стали производить: трубы широкого диаметра, и качественные, и по толщине, и по металлу, по покрытиям, ну просто то, что нужно. Цены нужны соответствующие, которые были бы конкурентоспособны с мировыми производителями".
Состояние экономики привычно остается в центре внимания, и с этой темы традиционно начинается многочасовой марафон. По словам премьер-министра, этот год Россия заканчивает весьма удовлетворительно, и в первой половине 2012-го должна выйти на докризисный уровень. Прозвучали и обязательные в таких случаях данные о росте реальных доходов населения, повышении пенсий, рекордно низкой инфляции.
В целом разговор должен был оставить впечатление, что ситуация в стране не выходит из-под контроля. Эту мысль Владимир Путин подчеркнул, даже в шутку отвечая на лично отобранный им вопрос: "Кто управляет страной в то время, когда вы и президент России спите"? "Мы спим по очереди", - сказал премьер-министр, вызвав аплодисменты в студии. Получается, на самом верху руль управления находится в надежных руках, но ниже наблюдается совсем другая картина. Показательна реплика директора школы поселка Аксеново-Зиловское Натальи Бультиновой, в который Владимир Путин заезжал в ходе памятного путешествия на "Ладе-Калине": "Все вас боятся, и до, и особенно после вашего приезда в нашем поселке все зашевелилось, но мы боимся другого. Вот вы были у нас, приезжали, сегодня телемост, а дальше-то что? Если вопрос о нашем поселке будет снят с вашего личного контроля, то нас забудут".
Верно, потому и зашкаливало количество обращений, которых оказалось больше двух миллионов, что первых лиц государства воспринимают как последнюю инстанцию, куда можно пожаловаться. На кого и на что - неважно: на управляющие компании, где воруют, на дороговизну лекарств, на поезда, которые не делают остановку на станции, на чиновников, которые устраивают "потемкинские деревни" для начальства.
Но раз уж премьер-министр способен вынести "прямую линию" любой продолжительности, то и все прочее ему не страшно. "Какой вопрос был самым трудным"? - спросили журналисты Путина, когда все закончилось. "Не было таких, - ответил он. - Я каждый божий день занимаюсь рассмотрением этих проблем".