Исполнение городского бюджета в 2019 году и проект финансирования на ближайшие два года, изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки, льготы на питание школьников и оплату присмотра в детском саду стали основными вопросами обсуждения.
Бюджетные решения
За девять месяцев 2019 года в бюджет города поступили доходы в сумме 10,5 миллиарда рублей. Поступления собственных доходов составили 4,4 миллиарда рублей, или 42 процента в общем объёме. Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов равны 6,1 миллиарда, или 58 процентов.
- Основным источником остаётся налог на доходы физических лиц - 2,7 миллиарда рублей, или 60,9 процента, - рассказала заместитель главы города по экономике и финансам Александра Макарова. - Второй по объёму поступлений земельный налог - 593,5 миллиона рублей, или 13,4 процента. От малого и среднего предпринимательства поступило в виде налога на совокупный доход 474 миллиона рублей, или 10,7 процента. Неналоговые доходы от использования и продажи имущества составили 406,9 миллиона рублей, или 9,2 процента.
Расходная часть бюджета за девять месяцев исполнена в сумме 10,6 миллиарда рублей. Бюджет социально направленный и расходуется строго на определённые цели по утверждённым программам. В сферы образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма, на социальную защиту населения направлено 7,3 миллиарда рублей.
По сравнению с утверждённым бюджетом доходы и расходы увеличились на 121,7 миллиона рублей. Дополнительное финансирование, поступившее из вышестоящих бюджетов, получили управление образования - 13,6 миллиона, управление спорта - 50 миллионов рублей, управление социальной защиты населения - более 90 миллионов. Для участников подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья направлено 403 тысячи рублей.
Уточнены доходы городской казны на 2020 и 2021 годы. Они составили больше 12 миллиардов рублей на каждый год за счёт изменения планов о безвозмездных поступлениях из вышестоящих бюджетов. В 2020 году увеличен план по областным субсидиям на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек - 171 тысяча рублей, поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских кукольных театров - 1,9 миллиона рублей. Доходы на 2021 год скорректированы до 12,1 миллиарда рублей. В 2021 году увеличен план по областному субсидированию на модернизацию детских музыкальных школ и школ искусств более чем на 14 миллионов рублей.
- Прежде чем составить проект бюджета на ближайшие два года, принимается прогноз социально-экономического развития города - документ стратегического планирования, - напомнила Александра Макарова. - Прогноз, как обычно, составлен в трёх вариантах: консервативном, базовом и целевом. Традиционно за основу берётся "золотая середина". Базовый вариант учитывает отсутствие роста численности населения в ближайшие три года, что вызвано демографическим спадом во всей стране: к 2023 году прогнозируется, что магнитогорцев станет 412,4 тысячи человек.
Незначительное увеличение должен показать объём отгруженной продукции и выполненных работ: 0,8 процента в 2020 году. Прибыль организаций к 2022 году должна вырасти с 92,5 миллиарда до 109,2 миллиарда рублей.
Важный показатель для города - фонд оплаты труда наёмных работников - будет ежегодно понемногу расти. Число работающих на крупных и средних предприятиях снизится, но объясняется это изменением методики учёта численности работников филиалов, которые теперь учитываются по месту расположения головных предприятий. В инвестиционной активности прогнозируется с 2020 года рост, обусловленный, в первую очередь, вложениями в реконструкцию и развитие производства ПАО "ММК".
Оборот розничной торговли, увеличившийся в 2019 году, и дальше будет расти: в следующем году на 6,7 процента, к 2022 году достигнет 54,1 миллиарда рублей. Это объясняется положительной динамикой реальных доходов населения и снижением уровня инфляции.
Общий объём доходов бюджета на 2020 год намечен в сумме 14,4 миллиарда рублей, расходов - 15,1 миллиарда. Постатейное рассмотрение расходной части проекта бюджета будет в декабре - тогда депутаты примут его во втором чтении.
- Бюджет остаётся социально ориентированным, несколько напряжённым, но исполнимым, - считает председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов. - Более 64 процентов расходов направляются на социальную сферу. В формировании доходной части произошли изменения, но они продиктованы поправками в федеральном законодательстве.
Градостроительное зонирование
Народные избранники приняли решение о внесении изменений в генеральный план Магнитогорска, которые уже прошли общественное обсуждение. Проект был опубликован на сайте администрации города, в прессе. В холле управления архитектуры и градостроительства была размещена экспозиция с информационными пояснениями, на которой можно было детально ознакомиться с предлагаемыми изменениями. Также проект прошёл процедуру оценки регулирующего воздействия.
- Во время общественных обсуждений в комиссию поступило тринадцать предложений, шесть из которых были учтены, - рассказала исполняющая обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства Оксана Глебова. - При оценке регулирующего воздействия от горожан поступило три предложения, два из них взято на вооружение. В результате в перечень объектов социальной инфраструктуры внесены поправки. Увеличено до 290 количество мест в двух детских садах 147-го микрорайона и на столько же - в двух садиках 149-го микрорайона. Взамен школы в 150 микрорайоне увеличены места в школе № 47 с одной тысячи до полутора тысяч учащихся.
Внесены изменения в планированное размещение объектов местного значения. По предложению управления по физической культуре, спорту и туризму в 147 микрорайоне будет размещён ФОК. Территория в районе улицы Профсоюзной исключена из зоны инженерной и транспортной инфраструктуры и будет считаться зоной производственного использования. Часть территории сквера Магнит отнесена к земле рекреационного назначения, а не общественно-делового, как было раньше. Аналогичное решение принято в отношении участка под будущим парком "Притяжение".
Ряд изменений в правила землепользования и застройки объясняются необходимостью привести в соответствие с фактическим использованием территорий на карте градостроительного зонирования. Эти поправки сделаны по инициативе организаций и жителей города.
Например, земельный участок в районе улицы Полевой исключён из территории перспективного развития и включён в зону общественно-делового значения транспортного и промышленного узлов. Территория в районе улицы Рабочей отнесена к многоэтажной жилой застройке. Земельные участки на улице Вайнера исключены из зоны учреждений здравоохранения и включены в зону индивидуальной застройки. А на участке в районе улиц Сталеваров и Завенягина вдоль Урала исключена зона индивидуальной застройки.
Часть изменений касаются вопросов, уже отражённых в корректировке генерального плана города. Это касается земельных участков, занятых будущим парком "Притяжение", которые отнесены к зонам рекреационного назначения с объектами отдыха и социальной инфраструктуры, а также части сквера Магнит, отнесённой к зоне зелёных насаждений общего пользования.
- Главная задача изменений - актуализировать документ, приведя его в соответствие с действующим законодательством, - отметила Оксана Глебова. - А также обеспечить соблюдение законных прав и интересов владельцев земельных участков в пользовании, застройке и развитии их собственности.
Льготы заявительного характера
Ещё раз подтверждая социальную направленность городского бюджета, законодательных решений городской власти, депутаты поддержали сохранение льготного питания отдельных категорий обучающихся в школах города.
- Льготное питание по заболеваемости получают дети с нарушениями состояния здоровья, состоящие на учёте в медицинских организациях, - напомнила, выступая перед депутатским корпусом, начальник управления образования Наталья Сафонова. - Это дети с низкой массой тела, анемией, болезнями органов пищеварения, мочеполовой системы, дыхательных путей, снижением остроты зрения, нарушением познавательной активности, сахарным диабетом первого типа. Соблюдение режима питания для них считается обязательным требованием. Льгота носит заявительный характер. Списки получателей корректируются ежемесячно.
Депутаты приняли решение эти категории льготников сохранить, при этом увеличить размер социальной поддержки на ребёнка с января 2020 года до 37 рублей. Влияние на рост стоимости школьных обедов оказали инфляция, увеличение цены на продукты, необходимость соблюдать нормы полноценного питания.
- Льготным остаётся питание для тринадцати тысяч школьников, - напомнил спикер МГСД Александр Морозов. - Дополнительно на эти цели из городского бюджета будет направлено больше 19 миллионов рублей. Времена, когда львиную долю расходов на эти цели финансировала область, ушли в прошлое. В 2019 году городской бюджет на питание льготников направил 61 миллион рублей, а бюджет Челябинской области - 10 миллионов. Это социальная нагрузка на город. Но свои обязательства выполняем и будем выполнять.
Кроме того, сохранены и льготы по родительской плате за присмотр и уход за детьми в детских садах. В связи с тем, что по прогнозам доходность городского бюджета растёт, появилась возможность увеличить расходы на социальную поддержку горожан.
Как и раньше, полностью от платы за детских сад освобождены инвалиды боевых действий в Афганистане. Половину стоимости будут оплачивать малообеспеченные родители детей с отклонениями в развитии, работники дошкольных учреждений, стоящие на учёте в управлении социальной защиты.
Другие категории получателей льгот также останутся без изменений. Однако количество льготников увеличится. Право на 50-процентную оплату детского сада будут иметь все, а не только малообеспеченные участники вооружённых конфликтов и воины-интернационалисты, родители-инвалиды первой и второй групп, многодетные семьи.
В соответствии с федеральным законодательством полностью освобождены от платы за детский сад родители детей-инвалидов и законные представители детей-сирот, родители детей из групп с туберкулёзной интоксикацией.