"Событие, на котором так долго настаивали депутаты, свершилось", - провозгласил председатель городского Собрания Александр Морозов по итогам первого же голосования.
На то, чтоб перефразировать известное изречение вождя мирового пролетариата, попутно вспомнить его же слова о необходимости учета и контроля, спикера вдохновило создание ревизионной службы. Контрольно-счетная палата, подотчетная городскому Собранию, станет еще одним органом местного самоуправления с серьезными полномочиями. Депутаты рассчитывают, что теперь получат полное представление о том, как расходуются бюджетные деньги.
Пока КСП существует больше на бумаге, но руководитель у нее уже есть: Вячеслав Корсаков переходит на новую работу с должности начальника контрольно-ревизионной службы городской администрации. Вслед за ним, как ожидается, последуют и другие сотрудники. Функции у всех останутся прежними, зато независимости станет больше. Немаловажно, что структура, призванная сторожить казенные рубли, сама бюджет нисколько не обременит: от установки под новой вывеской кресел расходы на содержание не изменятся. Другим должен стать уровень гласности, городское Собрание планирует оповещать жителей о результатах проверок.
Поводы проверить финансовую выгодность того или иного преобразования найдутся всегда. Если речь заходит об общественном транспорте, услугами которого пользуются тысячи горожан, - тем более. Со дня слияния автобусного и трамвайного предприятий прошло полгода, срок для предварительных выводов - достаточный, потому депутаты и пригласили выступить директора Маггортранспорта Виктора Бородулина.
Первые результаты позволяли ему уверенно держаться на трибуне. Введение единого тарифа и общего для трамвая с автобусом проездного, открытие новых маршрутов и увеличение количества выполненных рейсов, снижение расхода электроэнергии и топлива - все эти новации почти наполовину сократили убытки.
В планах на ближайший год - избавиться от них вообще, вопрос в том, хватит ли, как сейчас, внутренних резервов? Установка в салонах энергосберегающих лампочек, замена в депо и гаражах системы водяного отопления на инфракрасные обогреватели потребует немалых вложений. То же самое - и с дальнейшим расширением транспортной сети. Давно известны планы по обеспечению прямого трамвайного выхода с Зеленого Лога на улицу Советскую и прокладке путей от южной окраины на проспект К. Маркса. Цена вопроса - десятки миллионов рублей, а окупаемость - два-два с половиной года.
- Требует замены и подвижной состав, - обозначил еще одну проблему Виктор Бородулин. - Автобусный парк мы почти весь обновили, а трамвайные вагоны, если ими не заниматься, почти все будут изношены на сто процентов.
Варианты спасения очевидны: закупать или чинить, еще лучше - делать то и другое одновременно. В Маггортрансе даже изучили опыт европейских стран. Пусть они богаче, но шиковать себе не позволяют - на треть транспорт обновляют, остальное ремонтируют.
- А не лучше ли все просчитать перед тем, как заняться ремонтом? Может, все-таки выгоднее покупать? - задался вопросом депутат Законодательного собрания Алексей Гущин.
- Ремонт обходится в десять раз дешевле, чем приобретение, - ответил коллеге Михаил Сафронов. - Наверное, тут нужны нестандартные действия. Почему бы, скажем, не привлекать предприятия в качестве инвесторов? Их же работники пользуются транспортом…
Рецепты для спасения отрасли выписывают ровно столько, сколько она существует. Не вчера этот процесс начался и не завтра закончится. Следующее погружение в экономику единого транспортного предприятия депутаты договорились приурочить к первой годовщине его создания, а именно - в июне.
То, как полезно вчитываться в цифры, показало рассмотрение очередных изменений в нацпроект "Здоровье". Чаще всего они связаны с дополнительным поступлением бюджетных денег, которые расписываются по конкретным статьям расходов. Куда бы средства ни тратили (на ремонт или, скажем, приобретение диагностического оборудования), цель у вложений одна - уменьшить показатели заболеваемости.
- Как мы можем принимать программу, если в ней запланирован рост детской смертности? - высказала недоумение Елена Посаженникова, выслушав доклад начальника управления здравоохранения Елены Симоновой.
Такая перспектива, в самом деле, выглядела странно, к тому же, по остальным направлениям городское здравоохранение ставило задачи улучшить показатели. Аргументы, что в области, согласно статистике, младенцы умирают еще чаще, и таким образом Магнитка решила не отставать от региона, были восприняты как издевательство над здравым смыслом.
- Программа хорошая, но разве можно с таким пунктом ее принимать? - подключился к разговору за жизнь Игорь Виер.
- Интересно все же, кто вписал эту строчку? - любопытствовал Александр Морозов.
Поиски тайного, но неведомого смысла ни к чему не привели. За желание в плохом смысле походить на остальных наверху не похвалят и финансово не помогут исправить положение.
- Нельзя в угоду статистике вносить цифры, за которые нас будут потом критиковать, - согласился с депутатами исполняющий полномочия главы города Евгений Тефтелев, и злополучный пункт был убран из текста.
В заключение депутаты привычно определили дату очередного заседания, которое для городского Собрания третьего созыва станет заключительным. И состоится оно 24 февраля - в последнюю среду месяца, сразу после четырех выходных подряд и мужского праздника. Тем не менее, сильный пол, обладающий большинством в парламенте, за дату проголосовал единогласно. Стало быть, обещал не подвести.