Есть довольно расхожая и циничная по сути поговорка: «Если нельзя, но очень хочется, то – можно». Она – из нашей жизни, подобные ситуации очень часты. И «подогреваются» они где начальническим «авторитетом», где банальной взяткой, где – родственными связями, кумовством, где – корпоративной солидарностью. Глядишь, и лукавое «можно» уже подкреплено развесистой визой, наскоро состряпанной справкой, а то и солидным документом на гербовой бумаге.
В самом что ни на есть центре города, сразу за крытым рынком есть гаражный кооператив, носящий имя того же торгового предприятия. Некогда лепились здесь разноразмерные гаражи без всякого плана, руля и ветрил: сикось-накось. Вперемежку под авто и мотоциклы. С кривыми узкими улочками-проездами. Старожилы уверяют, что это был самострой, незаконная вольница, стихийный захват земли. И во время оно городские власти оказались перед данным фактом. Оставалось только одно: узаконить незаконно возникший «автошанхай» – не воевать же с тремя сотнями автовладельцев! Так возник гаражный кооператив, который даже обнесли ажурным железобетонным заборчиком.
Что и говорить, место очень даже престижное, несмотря на «архитектурные» несуразицы разномастных, нередко убогих конструкций для авто и улочек-загогулин, над предназначением которых американские цэрэушники наверняка годами ломают головы, изучая снимки из космоса. Потому что нет в этих «композициях» ни здравого смысла, ни малейшей логики, ни обычной мужицкой смекалки. Кроме – как отхватить кусок земли и быстренько, пока этого другой не сделал раньше, что-то построить соразмерно своим возможностям и совести. Получилось то, что получилось.
Зря приписывают Борису Ельцину постулат, что каждый может брать на себя столько самостоятельности, свободы и всего прочего, сколько осилит. Задолго «до того» это было. А «после того» вообще расцвело махровым цветом. Усиленная автомобилизация страны вообще и Магнитогорска в частности потребовала громадного количества автогаражей. Ими уже и Сосновую гору изрыли и все городские и пригородные неудобья «облагородили». Но все мало. А тут, в самом центре города…
Заглянул я на днях ненароком в этот гаражный кооператив. Не то чтобы там меня кто-то ждал – привлекла у въездных ворот гомонящая толпа мужской шоферской братии, голосящей на повышенных тонах: разве только за монтировки не схватились. Оказалось, проходит «расширенное собрание правления кооператива». Звучит довольно солидно, представительно. Вижу, насели на некоего Юрия Анатольевича, председателя. Требуют отчет за предыдущий год. У того – бумаженция, листочек об одной страничке, исполненной на компьютере. Зачитывает, сколько собрали денег с владельцев гаражей, сколько истратили. А народ недоволен, кричат: давай, мол, подробности. На какие такие ремонты истратили 33 тыщи? Как на какие? А вот домик сторожей! «Представители общественности» ринулись в неказистое, с потрескавшимися стенами строение и вскоре докладывают: там на пять тыщ сделано, не больше. Разложи, требуют, затраты по полочкам! А мы еще делали то-то и то-то, бормочет председатель, но его обрывают: «то-то и то-то» делали в позапрошлом году. А подать сюда председателя ревизионной комиссии! Главный «ревизор» что-то невнятно бормочет, затем, запутавшись в своих же словах, машет рукой: виноват, братцы, завтра же подниму все документы, изучу и доложу.
Словом, не собрание, а, как говорят в народе, «базар-вокзал». Ни отчета, ни решения, ни оценки работы выборных органов. Да и собрания никто не вел, даже секретаря не было, чтобы составить протокол. Хуже деревенской сходки. Тьфу!
Но пар народ, однако, выпустил. Попеняли председателю, что за два года его правления вдвое и якобы необоснованно повысились взносы на содержание гаражей. На то, что охрана недееспособна и никто не отвечает за сохранность машин, а только за навешенные замки: один парень пожаловался, что у него украли тысяч на четыреста товара, хранившегося в гараже, так он никакой компенсации не получил. Мало того, когда воспользовался сваркой, чтобы восстановить спиленные пробои, с него еще взяли деньги за пользование электричеством. Попеняли председателю на то, что зимой проезды не очищают от снега, на «особую» заботу о пенсионерах, с которых предполагается брать меньшие взносы. Мол, в гараже – как в бане, все равны. А половина пенсионеров сдают гаражи в аренду под хранение товаров рыночных торговцев, берут с них не менее двух тысяч в месяц. Так что на взносы у рантье деньги есть. К тому же арендаторы крепко вредят кооперативу: их мусором, оберточной бумагой, тарой захламлены все улицы и закоулки, своими товарными ценностями, причем скверно охраняемыми, они привлекают воров.
Но самый большой «базар» был насчет переноса въездных ворот: председатель-де разрешил одному гражданину за кооперативным забором прямо около въездных ворот поставить гараж. А тот, вроде бы безвозмездно, за свой счет установит новые кованые ворота. Вот и возмутились люди, прикинув, как им выезжать придется: ведь зона видимости недопустимо сужается. Да и за забором вроде бы как «красная линия», по градостроительным меркам земля неприкосновенная – там бы травку посеять, березки-сосенки посадить…
Но какие в этом «полусамостийном» кооперативе «градостроительные» и прочие «гаишные» правила? За официальным, узаконенным задним числом забором, со всех сторон, вплоть до улицы имени неплохого писателя Помяловского, приютились несколько десятков гаражей. «Самострой» второй волны? Если кто-то греет руки на этой самой престижной территории высокой градостроительной ценности, то по ним пора и ударить. Или хотя бы привести в порядок этот уголок в центре города. Но председатель утверждает: все законно, «приляпанные» гаражи принадлежат членам кооператива, а за земельные участки налог в городскую казну поступает. Хотя гаражи никто не охраняет: говорят, с наступлением темноты сторожа носа не высовывают – боятся алкашей и наркоманов, оккупировавших околорыночную территорию.