ПОГОДКА В МИНУВШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ выдалась самая что ни на есть праздничная, подходящая.
Смотря, конечно, что праздновать. Если, скажем, день любовной поэзии – побольше бы солнца не помешало. Если, напротив, день суровых будней коммунальщика – следовало бы слякоть усугубить. А вот для Навруза – самое то! Потому что по восточному календарю Навруз – не только Новый год, но и встреча весны, торжество обновления. И вот здесь-то погода наглядно показала, как зима переходит в весну, как все старое сначала пугает холодом и ветрами, а потом тает и утекает с ручьями. И несет новый день. А на многих восточных языках «новый день» и есть «навруз».
Около трех тысяч лет Навруз празднуют 21 марта, когда день сравнивается с ночью, а затем перебарывает ее, знаменуя победу света и тепла. Но нам, россиянам, не впервой переносить публичные торжества с будней на выходные. А торжества на Центральной городской ярмарке, по инициативе директора Сергея Курносова и его команды ставшей «дружбы народов надежным оплотом», были как раз публичными.
– Навруз – это праздник, который отмечается в южных регионах Азии, в частности в Таджикистане, – сказал Сергей Курносов. – Я считаю, что, оставляя родину, не стоит оставлять свои традиции, потому сегодня именно здесь, на ярмарке, где работают выходцы из Таджикистана, мы решили организовать этот праздник. Я с большим уважением отношусь к традициям разных народов и рад, что праздник собрал столько горожан.
– Мы живем дружно, уважаем друг друга и все народы, – сказал представитель таджикской диаспоры на ЦГЯ Асатулло Махмудов. – У киргиза может торговать узбек, у узбека – таджик, значения не имеет. Навруз – наш общий праздник. Проводя его, хотим показать, что мы нормальные люди, которые приехали не продать товар, забрать деньги и уехать. Мы чтим традиции, в том числе и славянские, умеем радоваться, занимаемся спортом, у нас богатое культурное наследие. Очень благодарны магнитогорцам за то, что тепло нас принимают, позволяют свободно дышать в своем современном и красивом городе. Надеюсь, что этим праздником доставим горожанам радость. И мы говорим: «Здравствуй, новый день, здравствуй, весна, спасибо, Магнитогорск!»
В сказанном было легко убедиться. Ты мог обратиться к любому специалисту по Востоку, и тебе искренне и доброжелательно разъясняли ту или иную премудрость. Так, например, я узнал, что в национальной таджикской борьбе гуштингири запрещены захваты ног. В остальном же борьба как борьба: клади соперника на лопатки, и все дела. Другое дело, что соревнования открывались необычно – поединком двух почтенных старцев с седыми бородами, которые, готовясь к захвату, очень красиво водили по воздуху руками и все время… улыбались! За что, видимо, оба и были объявлены победителями под одобрительные возгласы и рукоплескания публики.
Таким же манером – вопросами к близстоящим – узнал, что дутору – инструменту, под который трое солидных мужчин прямо в толпе, без всякой сцены, пели непонятные, но очень мелодичные песни, – ни много ни мало полторы тысячи лет! А утверждал это со знанием дела совсем молодой парнишка лет двадцати. И как-то сразу дохнуло веками из-за его спины…
Тут же носились туда-сюда мальчишки с петухами в руках. Остановил одного:
– Зачем петухи?
Видимо, не расслышав и перепутав «зачем» и «почем», он сказал:
– Они не продаются. Они будут драться!
– А это специальные, бойцовские петухи?
– Нет, домашние.
– А если домашние – вдруг они не захотят драться?
– Как не захотят, слушай? Сегодня праздник! Будут!
Представитель таджикской диаспоры в Доме дружбы народов Абдували Султонов рассказал, что еще в Навруз проводится бузкаши – соревнования на лошадях, участники которых должны на полном скаку уложить тушу козла в специальную яму, своеобразную мишень. К сожалению, воочию увидеть это не удалось – у джигитов под рукой не оказалось скакунов. Может быть, на следующий год?
Здесь же, в импровизированных палатках, были выставлены напоказ национальные одежды и яства. Среди последних на праздничном новогоднем столе обязательны семь блюд, названия которых начинаются на «с», например суманак – блюдо из проросших зерен пшеницы. Кстати, Навруз зародился давным-давно, одновременно с появлением земледельческого календаря – с этого дня начинали посев. Все логично: новый день, новый год, новый урожай.
Сцена, с которой говорили теплые слова организаторы праздника, представители городской администрации и разных народов, тоже не пустовала – на ней выступали танцоры, музыканты, певцы. О связи времен, смешении традиций, нравов подумалось во время выступления трио кураистов, игравших на инструменте вроде флейты. Сначала они без всякого сопровождения так дунули в свои дудки, что от их бархатистого звука повеяло седой древностью. Но подключились другие инструменты, и музыка стала совсем современной – местами даже напоминала рок-н-ролл. И серьезно, задумчиво, но одобрительно смотрели на сцену древние поэты и философы Востока, чьи портреты гордо висели невдалеке. Вот она, эклектика веков.
А погода, наконец, поддалась общему настроению: впервые за весь день вышло солнце. Между прочим, многие народы по дню весеннего равноденствия прогнозировали погоду на лето. Если в этот день ветрено, то июнь будет теплым и солнечным. Только по какому дню судить – по 21 марта или по воскресенью, когда Навруз отмечали в Магнитогорске?