Пандемийные годы 2020–2021 «увели» «Бессмертный полк» в глобальную сеть, зрителями онлайн-акции стали 25 миллионов человек по всему миру. В этом году решено вернуть «Бессмертный полк» на улицы городов. Только в Магнитогорске в колонне собрались 20 тысяч горожан. Многие влились в колонну по ходу движения от улицы Калинина до площади Торжеств, где по окончании шествия участников акции ждал небольшой концерт, организованный творческими коллективами ДК железнодорожников.
Пандемийные ограничения всё-таки соблюдаются: волонтёры раздают всем одноразовые маски, грамотно расставляют людей в колонне, чтобы не было «как в трамвае в час-пик». По всему маршруту шествия следят за порядком представители полиции и Росгвардии, но особого напряжения на их лицах не видно – объясняют: «Праздник настолько любимый, что крайне редко в такие святые дни правонарушения фиксируем».
Освещая шествия «Бессмертного полка» не первый год, каждый раз поражаюсь масштабу мероприятия, не нуждающемуся в дополнительных организационных действиях, кроме, пожалуй, уже упомянутого обеспечения безопасности. Ведь главным «двигателем» многотысячного шествия является искренняя любовь и благодарность потомков к своим предкам, отстоявшим много десятков лет назад свободу и мирное небо для нас сегодняшних. Каждый участник «Бессмертного полка» не просто несёт над собой портрет участника войны или труженика тыла, партизана или узника концлагеря – он знает историю своего родственника и бережно передаёт её из поколения в поколение. И из каждой такой истории, почти всегда трогательной до слёз, капля за каплей рождается людское море «Бессмертного полка».
Будущий программист Максим Луканов встречается с бабушкой, чтобы отдать ей, фотографию её отца – своего прадеда Ильнура Сафина.
– У неё после переезда в Магнитку только один снимок отца остался – на паспорт, малюсенький и нечёткий. Не верила, что с ним что-то сделать можно, но – новые технологии и ловкость программистских рук – и чудо случилось, – улыбается Макс, демонстрируя прекрасного качества портрет формата А-4, да ещё цветной. – Представляю, как моя ба удивится.
И Альбина Ильнуровна действительно удивилась – до слёз.
В руках Марины тройной портрет: мичман Матвей Михайлович Горбачёв – это дедушка по линии отца, он погиб в 1944-м, а Иван Васильевич Гончаров – дед по линии мамы: он прошёл всю войну, победу встретил в Берлине, прожил счастливую жизнь и даже внучку – саму Марину – успел выдать замуж. Третий – сын деда, её дядя Василий Иванович, на которого сама Марина похожа более всего: он тоже прошёл всю войну, но в 80-х умер далеко от дома, так что точной даты кончины Марина не знает – поставила вместо неё многоточие.
Павел Постолов с женой и сыном Артемием принесли портрет деда Павла по линии мамы: танкист Иван Игнатьевич Дементьев, пройдя всю войну, встретил победу в Берлине, прожил долгую счастливую жизнь, но правнука Арсения, что гордо держит сейчас фото своего прадеда, не дождался. Павел признаётся: бесед о войне с сыном пока не ведёт – маловат мальчишка, но о том, что его прадед «герой, который воевал за счастье Артемия», сын знает и очень гордится этим.
Встречаю в колонне коллегу – корректора газеты «Магнитогорский металл» Елену Щербакову. Над её головой портрет родителей её супруга – Сергея и Надежды Щербаковых. Улыбаюсь: видимо, повезло со свёкрами? Отвечает вполне серьёзно: повезло.
– Они однополчане – служили в Москве в батальоне, обслуживающем политуправление армии: он – водителем, она – санинструктором, – рассказывает Елена Сергеевна. – В 1944-м, видимо, поняв, что война заканчивается, их батальон прикомандировали к ММК: 25 марта они прибыли в Магнитку, ровно через месяц поженились, а в марте 1945-го – за два месяца до победы – у них родился первенец, старший брат моего мужа. Сергей Васильевич всю жизнь проработал крановщиком на коксохиме, Надежда Сергеевна – на автобазе ММК, помогали воспитывать наших с мужем детей, обожали внуков и вообще были святыми людьми, это правда.
Веронике Полуниной 17 лет: с модно окрашенными волосами и пирсингом, она несёт портрет брата своей прабабушки, которая успела её понянчить. А вот того, кто на фото, – Павла Ивановича Кальментьева – не видела даже её бабушка, с которой она пришла на шествие «Бессмертного полка» – разводит руками: он погиб 20-летним мальчишкой. Окончив школу, прошёл курсы офицеров, освобождал Украину, погиб в 44-м и похоронен в братской могиле села Миролюбовка.
– Жизнь пехотного офицера – три-четыре атаки, так и он, получив осколок мины в живот, так и остался для всех навсегда юным Павликом, – говорит девушка. – Бабушка рассказывает мне истории родных, мне интересно. Это святая история, святая дата, святое мероприятие.
Бабушка Вероники Елена Андреевна Полунина держит второй портрет – деда Василия Львовича Корсака, чьё имя внесено в «Книгу памяти Магнитки»: до войны он возглавлял группу планирования треста «Магнитострой», прошёл финскую войну, был на Халхин-Голе, а в 35 лет ушёл на Великую Отечественную.
– В июле 41-го ушёл добровольцем, как техник-строитель командовал подразделением сапёров – взрывал мосты за отходящими советскими войсками прямо перед носом фашистов, – рассказывает Елена Полунина. – Взрывной волной перед наступлением вражеских танков его отбросило в Двину, тяжёлое обмундирование не дало выплыть. Трое детей остались без отца – в том числе мой папа. Посмотрите, какими красивыми они были, наши герои! Разве можно забывать, какую цену – 27 миллионов жизней – заплатила наша страна, чтобы мы жили в мире и счастье?!
Председатель федерации кёкусинкай Челябинской области Василий Хабаров семь лет участвует в акции «Бессмертный полк» со своими воспитанниками: после шествия возлагает цветы к Вечному огню, рассказывает ребятне историю монумента, увековечившего подвиг трудовой Магнитки в годы войны. Четвёртый год берёт на шествие и старшего внука Алексея. Всего же у отца хоккеиста, обладателя двух Кубков Гагарина в составе «Металлурга» Ярослава Хабарова трое внуков: девятилетний Лёша, пятилетний Матвей и двухлетняя Есения. Все трое знают, что на гранитных плитах на площади у Вечного огня выбито и имя дяди Василия Константиновича – его тёзки Василия Филипповича Хабарова.
– Это старший брат отца, он ушёл на фронт танкистом в 1941-м, – рассказывает Василий Константинович. – Отец тоже рвался на войну, но его, 16-летнего доменщика, оставили на ММК – сказали, на домне он нужнее. Отец участвовал в выпуске чугуна, «отправившегося» на плавку первого броневого листа, за что получил первую государственную награду. Работали сутками, спали на кроватях, стоявших прямо в раздевалке доменного цеха. В 17 лет он получил свой орден – «Знак Почёта». Представляете, обычный подросток, заменивший на производстве взрослых работяг, ушедших на фронт! В июле 43-го дядя Вася погиб под Курском – сгорел в танке вместе со всем экипажем. Отец сказал: родится сын – назову его Василием. Так я и получил своё имя. И всю жизнь знал, что должен нести его с честью.
Более 20 тысяч участников шествия – и у каждого своя история горя войны и счастья Победы. И у каждого долг – сохранить память и передать её потомкам.
В том числе с помощью «Бессмертного полка», в котором, цитируя негласный гимн акции, написанный народным артистом России Олегом Газмановым: «На старых фото, вечно молодые, / Свою оставив вахту в небесах, / Шагают предки с нами, как живые. / Течёт река бессмертного полка».