В России должна случиться очередная революция. На этот раз - в головах родителей и педагогов. А пока в школах ставят кровати, терминалы для оплаты обедов и выбирают свои пути для развития личности ребенка - через театр, иностранные языки, танцы, спорт.
В общестенно-политическом центре прошел "круглый стол", посвященный новым стандартам образования для начального звена. Собрались директора школ, преподаватели. Возглавил "круглый стол" начальник управления образования городской администрации Александр Хохлов.
По новым стандартам образование будет состоять не только из обучения. В каждой школе вводится внеурочная деятельность. По нормативам у первоклассников должно быть не более четырех уроков в день, двухразовое питание, экскурсии, занятия в кружках и секциях, а также отдых и прогулка - не менее двух с половиной часов. Это похоже на группу продленного дня. Только теперь в школах, где есть продленка, должен быть сончас. Место для кроватей выделили немногие учебные заведения. Очень уж это неудобно. Спят дети в школе № 47. Говорят о необходимости нескольких кроватей в школе № 10. Некоторые первоклашки так устают, что им просто необходимо поспать. В большинстве учебных заведений города пошли другим путем. Дело в том, что продленка рассчитана на тридцать часов. А внеурочная деятельность нового поколения - на двадцать. И при этом можно не спать. Школу без сна предпочитает и начальник управления образования городской администрации Александр Хохлов.
- Если дети в школе будут еще и спать, то она превратится в детский сад, - считает Александр Викторович.
Количество изучаемых предметов в школе не уменьшится, а платными будут только дополнительные услуги - как и раньше. Появились новые программы по поддержке здоровья детей, по духовно-нравственному воспитанию. Прописано взаимодействие учителей, ученика и родителей. Комплект новых средств обучения достаточно объемен. В него входят не только учебники, но и рабочие тетради по всем предметам. В том числе по иностранному языку, который теперь будут учить со второго класса. Преподавателям нравится такое сочетание. Директор многопрофильного лицея № 1 Елена Полякова называет новые технологии обучения великим благом. Оно будет более деятельным, активным. Просто смотреть в книгу и видеть там непонятно что теперь не получится. Ребенок будет учиться получать знания, саморазвиваться. Елена Геннадьевна хорошо знает, о чем говорит. Ведь лицей № 1 и десятая школа начали работать по новым стандартам раньше всех.
- У нас уже два четвертых класса, которые работают по новым стандартам, - говорит директор школы № 10 Владимир Егоров. - И дети в них отличаются. Они более раскрепощенные, подвижные и, если так можно сказать, более системны. С другой стороны - учителям оказалось сложнее, чем ученикам. К примеру, учитель должен теперь пользоваться компьютером не просто как печатной машинкой, но еще развивать общие умения и навыки у детей. Порой первоклассника проще научить пользоваться Интернетом, чем учителя, который проработал двадцать лет. К тому же, создатели стандартов возложили разработку методик на преподавателей. И это тоже непросто. Когда четыре года назад стали работать по новым стандартам, их внедрять согласились только два учителя.
С похожей проблемой столкнулись и в многопрофильном лицее № 1. Заведующая отделением начального образования лицея Галина Теплова рассказала, что, конечно, необходимо переучивать педагогов. Впрочем, это и было сделано. В городе есть ресурсные центры, которые занимаются повышением квалификации.
- Подготовили педагогов на сто процентов, - пояснил начальник управления образования городской администрации Александр Хохлов. - Но, конечно, у кого-то будет получаться сразу, с кем-то еще придется поработать…
Самым важным в эксперименте Александр Викторович считает все-таки внеурочную деятельность.
- Здесь есть масса вариантов, - говорит главный учитель города. - Ее можно осуществлять силами школы, подключать учреждения дополнительного образования. К счастью, в Магнитогорске огромное количество образовательных учреждений, которые выбирают свой путь развития. В школе № 10 театральный кружок и танцы. В лицее № 1 делают мостик к профилизации. Каждый идет своим путем, и в этом прелесть. Столько вариантов, такое разнообразие - двух захватывает.
Директор МПЛ № 1 Елена Полякова добавила, что с этого года в учреждении будут заниматься не только научно-исследовательской работой, но и изучением немецкого языка. Причем уровень обучения предполагается такой, что выпускники смогут свободно поступать в любой вуз Германии. Предвосхищая дополнительный час физкультуры, лицеисты уже ввели подвижные игры для детей. А еще здесь занимаются спортивными бальными танцами. Думают и о предшкольной подготовке - это должно стать первой ступенью образовательного процесса, который продолжится в первом классе.
Во всех школах города идет работа по реорганизации. И кстати, по новым стандартам, к ней могут и должны подключиться родители. Не просто выбирать условия, а заявлять о том, что хотелось бы видеть. Правда, на деле соцзаказ от родителей бывает не очень реальным. Многое школа просто не может позволить себе. Тем не менее, папы и мамы вроде бы должны заняться общественно-политическим контролем над учебными заведениями.
- Пока только говорим об этом, - уточнил Александр Хохлов. - Лишь 10,7 процента родителей работают в этой системе. Остальным же все равно. И это, конечно, странно. Школа - не инкубатор и не камера хранения. Это заведение, в котором, можно сказать, вершится судьба ребенка. Как родитель может быть безответственен? Пока же интереса со стороны родителей не видим. Почти в каждой школе есть модель выпускника. Ее разрабатывают педагоги. Учет мнения родителей минимален. И ребенка тоже, к сожалению. Чтобы что-то изменилось, не просто эксперимент должен пройти, а революция - в сознании родителей.
Пока большинство пап и мам больше всего волнует размер платежей. Многие озабочены безопасностью детей в школе.
- Никаких нормативных документов по безопасности нет, - пояснил Александр Викторович. - Нет требований по видеонаблюдению. Не знаем, сколько должно быть камер, что они должны отслеживать. Для милиции, к примеру, важно, чтобы было видно лицо. А есть еще информационная, пожарная, санитарно-гигиеническая безопасность. По идее, даже высота забора должна регламентироваться. У надзорных органов разные требования. Иногда они противоречат друг другу. Мы пытаемся разработать некие общие рекомендации.
На сегодня видеонаблюдение есть во всех школах и в 27 детских садах. Везде внедрены современные противопожарные системы, во многих учреждениях - тревожные кнопки для вызова охраны. Существуют и правила поведения для безопасности. К примеру, во многие школы сложно пройти даже родителям. Многих это раздражает. Иногда случаются настоящие скандалы. Разгневанные мамы с боем прорываются в учебное заведение, отталкивая и вахтера, и директора. Потому что им - надо.
- Школа - учреждение закрытого типа, - поясняет начальник управления образования городской администрации. - Присутствие постороннего человека чревато разными последствиями. Да и нет смысла родителям находиться рядом с кабинетом. Никто ведь не идет подсматривать, как вы льете сталь, печатаете. А вот за учителем надо подсмотреть - вдруг он оскорбил ребенка. Считаю, это неэтично. Но, конечно, должно быть место, где родители могут пообщаться с учителем. Многие приходят для того, чтобы отдать деньги, хотя есть более удобные и законные способы оплаты: терминалы, безналичный расчет. У нас уже есть образцы - школы, где ставят терминалы, в которых можно оплатить, например, питание. Радоваться рано.
В общем и целом, на взгляд многих преподавателей, новые стандарты выглядят грамотно и продуманно. А чем закончится эксперимент, пока никто не знает.
- Я далек от эйфории, - говорит Александр Хохлов. - Потребуется время. Возможно, появятся новые коррективы. Это непростой комплексный эксперимент. В образовании результат всегда отсрочен. И как отразиться новое содержание на формировании ребенка, точно сказать нельзя. Сейчас наша задача - держать руку на пульсе этого процесса...