Любые разговоры о реформах - пустой звук, если конкретному человеку от них ни холодно, ни жарко.
Так во многом и обстоит дело с пышно разрекламированными преобразованиями в жилищно-коммунальной сфере. На первый-то взгляд кажется, что сделано много. Еще в мае 1997 года вышел президентский указ, где сказано и про развитие конкуренции, и про улучшение системы управления ЖКХ. Не забыты в документе и товарищества собственников жилья, без создания которых реформы невозможны. Считается, что двенадцать лет назад был сделан первый шаг. За ним последовали другие: в 2004-м принят Жилищный кодекс, в 2007-м - создан фонд содействия реформированию ЖКХ, на средства которого ведется капитальный ремонт домов. Общеизвестно, что получить их могут те города, где на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг преобладают частники. Вот и пустились муниципальные власти в срочном порядке приватизировать ЖРЭУ, пока денег не лишили.
Но эти потуги к подлинному реформированию имеют весьма отдаленное отношение. От смены вывесок управляющих компаний, как от перестановки слагаемых, ничего не меняется. С какими родимыми пятнами они появились на свет еще в прошлую эпоху - с теми при другой форме собственности и живут. Как привыкли свысока смотреть на клиентов, так и продолжают. Исключения только подтверждают правило: жильцы в большинстве случаев бесправны и могут уповать лишь на милость жилищно-коммунальных служб. Или на то, что у их работников совесть проснется.
Но совесть - категория не экономическая. До тех пор, пока в сфере ЖКХ нет прозрачности, на перемены к лучшему нечего рассчитывать. Все ли правильно в системе начисления, водят квартиросъемщика за нос или он оплачивает оказанные услуги - достоверно судить невозможно. Эти сведения охраняются пуще оборонного бюджета страны, и не дай вам бог пытаться ее раскрыть. Только и остается - принимать на веру данные, внесенные в квитанцию об оплате. Все равно кровно заработанное улетит, словно в прорву.
Иной раз кажется, что по-другому не бывает. Но история управляющей компании "Ключ" доказала обратное. Ее, как и многие другие, обслуживал поначалу единый расчетно-кассовый центр. Учреждение, созданное для сбора денег с населения и распределения их по поставщикам услуг, в какой-то момент оправдывало свое предназначение. Получать отпечатанные и готовые к оплате счета - не то что вручную вписывать туда цифры. Это и удобно, и современно, и время экономит.
- В апреле 2005 года, когда мы появились, больше обращаться было некуда - только в ЕРКЦ, - вспоминает директор управляющей компании "Ключ" Анатолий Пестряков. - Но и тогда он выполнял лишь техническую работу, за которую получал по шесть, а затем по восемь рублей за обслуживание каждого лицевого счета. Единый расчетно-кассовый центр сводил вместе те сведения, которые ему передавали. Мы сами снимали показания с приборов учета и сами проводили начисления.
Пока УЖЭК "Ключ" обслуживал 360 квартир, с таким положением дел можно было мириться. Но с годами его владения росли, и для сопровождения двух с половиной тысяч лицевых счетов действующего штата уже не хватало. ЕРКЦ брать на себя обременительные функции не планировал, только расценки за сбор денег увеличивал исправно. Растущие аппетиты монополиста, как всегда, оплачивало население. Управляющая компания от безысходности тоже могла бы обложить жителей дополнительными поборами. Чего проще - нанять новых сотрудников за счет увеличения тарифа на ремонт и содержание жилья. Но в конце концов был найден другой вариант - радикальный, но экономически выгодный. УЖЭК "Ключ" отказался от услуг ЕРКЦ и перешел на систему интернет-биллинга, при которой управление лицевыми счетами происходит в режиме реального времени.
Между прочим, запрос на автоматизацию расчетов возник давно. В разделе "Интерактивная приемная" на официальном сайте городской администрации попался как-то вопрос одного из жителей Магнитогорска, который интересовался: нельзя ли подавать сведения, необходимые для начисления квартплаты, через Интернет? Поводом для обращения стали регулярные, но безуспешные попытки сообщить по телефону показания водомеров. Почему бы не управлять лицевым счетом простым нажатием кнопки - ведь такую возможность вовсю предоставляют сотовые операторы и интернет-провайдеры.
Ответ горожанину из коридоров власти выглядел многообещающим только в первой фразе. Его предложение назвали "очень ценным", но дальше последовали ссылки на нехватку денег, на то, что создание единой автоматизированной системы персонального учета населения - процесс долгий и займет несколько лет.
- Чтобы оценить преимущества новой системы, нам хватило месяца, - словно вступая в заочный спор с чиновниками, утверждает директор УЖЭК "Ключ". - Для пробы внедрили ее в одном из домов, через два месяца перевели все остальные. Год так работаем и нарадоваться не можем. Один человек проверяет правильность начислений, больше и не требуется.
Что верно, то верно. Достаточно ввести исходные параметры по теплу, воде и другим тарифам, остальное - дело техники в прямом смысле. Машина в момент все посчитает и выдаст квитанцию. Трудно навскидку сказать, что программе не под силу. Распознать ошибку - пожалуйста, провести перерасчет - нет проблем, вычислить размер субсидии - на здоровье. И льготникам, как это часто бывает, не надо мучиться со справками, чтобы доказать переход из одной категории в другую.
Вести учет полученных и оплаченных услуг под силу любому пользователю Интернета. Для этого не требуются особые знания и дорогое программное обеспечение, достаточно иметь обычный компьютер с выходом во Всемирную паутину. Лично занести показания счетчиков электроэнергии и воды, сформировать и отпечатать квитанцию со штрих-кодом, проверить прохождение оплаты, произвести другие несложные операции - все это не составляет труда.
- Что мешает другим внедрить такую систему? - спрашиваю директора УЖЭК "Ключ".
Вопрос вроде бы "на засыпку", но ждать ответа долго не приходится. Он, надо сказать, подтверждает догадки.
- Страх перед тем, что многое вскроется, - нисколько не раздумывая, говорит Анатолий Пестряков. - Значит, есть что скрывать.
- А вашу компанию ни в чем плохом не подозревают? Есть же от природы недоверчивые люди…
- Теперь нам ничего не стоит развеять любые домыслы.
Итак, альтернатива единому расчетно-кассовому центру на рынке финансовых услуг появилась. У жильцов теперь есть реальная возможность экономить на жилищно-коммунальных платежах, другие преимущества тоже налицо. Тогда почему же они не спрашивают со своих управляющих компаний, не требуют выбрать другого поставщика услуг? Почему бы при содействии старших по подъездам не организовать открытую процедуру выбора? Есть возможность - надо ею пользоваться. Или непрозрачность в жилищно-коммунальном хозяйстве нам по душе?