ЗА НАШУМЕВШИМ федеральным законом о мигрантах, в соответствии с которым их доля среди рыночных торговцев, начиная с января, должна быть в пределах 40 процентов, а в апреле сойти на нет, как-то в тени остался закон «Об организации деятельности розничных рынков», принятый Госдумой в канун нового года. Он вступит в силу тоже в апреле.
Между тем этот закон, определяя магистральное направление развития одной из важных сфер экономики, окажет серьезное влияние не только на бизнес мигрантов. Спрогнозировать его влияние на работу рынков и кошельки покупателей попытался Виктор Барабанов, президент ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса, кандидат экономических наук.
– Может, Виктор Иванович, сразу ухватим быка за рога? Как, по-вашему, в ущерб или во благо покупателям новый закон?
– Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Начну с положительных моментов. Закон более или менее четко определяет, что такое розничный рынок. Это «имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе цен, свободно определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и бытового подряда, и имеющий в своем составе, в том числе, торговые места». В соответствии с этим определением, если вы пришли за покупками в торговый комплекс и видите, что на товарах нет ценников, а о цене вы договариваетесь (торгуетесь) с продавцом, значит, вы на рынке. А из этого «вытекает» совершенно другое, цивилизованное отношение к вам как к покупателю.
Когда раньше вы совершали покупки на рынке, то на нарушения рыночным торговцем правил торговли и прав потребителя жаловаться было некому. Обнаружив, например, в товаре дефекты на другой день после покупки и придя на рынок его вернуть, на месте Ахмета вы находили Давгета, который делал круглые глаза, цокал языком и говорил, какой плохой Ахмет, что всучил вам бракованный товар, но вот беда: он уже тут не работает, уехал домой... Если вы шли в администрацию рынка, вас оттуда посылали в общество защиты прав потребителей или еще куда подальше, так как администрация просто сдает торговые места в аренду. Знакомая ситуация? Есть и другие варианты…
Теперь закон возлагает ответственность за порядок, то есть соблюдение норм и правил торговли на владельца рынка, вернее, на управляющую рынком компанию собственника-арендодателя. Она занимается не только организационным и инженерным обеспечением имущественного комплекса, но – что важно – осуществляет контрольные функции за торговой деятельностью продавцов-арендаторов. В законе об этом сказано прямо. Управляющая компания, ведя специальный реестр арендаторов, будет обладать достаточно полной информацией о продавцах и предоставлять торговые места только тем продавцам, которые имеют на это все правовые основания. Говоря грубо, полицейские (надзорные) функции над рыночными торговцами, которые прежде власти не в состоянии были эффективно исполнять, теперь возложены на управляющую компанию как владельца рынка. На нее же возложена и ответственность за ненадлежащее исполнение этих функций, определяемых законом. Причем ответственность в виде огромных штрафов до 800000 рублей за разовое нарушение, а также закрытия рынка сроком до трех месяцев, отзыв разрешения на организацию рыночной торговли. Еще раз подчеркну: покупателю теперь есть кому и на кого жаловаться на рынке.
– Это уже немало. Наверное, даже одно это рациональное зерно оправдывает появление закона.
– При прочих равных условиях порядка на рынках должно стать больше. Это, конечно, хорошо. Да вот беда, в реальной экономике прочих равных условий не бывает. Из чего могут складываться на рынках более низкие цены по сравнению с магазинными? В значительной степени – из нарушений правил торговли и требований законов. Теперь появляется эффективный контролер – застимулированная угрозой весьма жестких санкций управляющая компания, которая просто не позволит работать продавцам с серьезными нарушениями. Это с одной стороны. С другой – затраты управляющей компании на организацию работы рынка возрастут из-за вмененных ей законом новых контрольных и учетных обязанностей. Значит, дополнительно увеличится размер арендной платы за торговое место. Вывод очевиден: неизбежен рост общего уровня цен на розничных рынках. Он, собственно, уже начался, хотя закон вступает в силу через 90 дней от даты его публикации – с 10 января текущего года.
Можно смело утверждать, что розничные рынки, утратив ценовое преимущество, конкуренции с сетевой торговлей не выдержат. Это значит, что количество и площади розничных рынков всех видов начнут быстро сокращаться. Какие-то закроются, какие-то будут проданы или переданы в аренду под организацию гипермаркетов. Секции, торгующие непродовольственными товарами, скорее всего, будут реорганизованы в магазины, и поэтому многие торговые комплексы, такие как «Гостиный двор», «Мост», «Славянский» и другие не попадут под определение розничного рынка.
В общем, розничные рынки обретут свою первозданную чистоту. Продовольственные будут торговать свежим мясом в разруб, свежей речной рыбой, продукцией местного сельского хозяйства, привозной сезонной продукцией ближнего зарубежья и т.п. То есть станут, как их классифицирует закон, сельскохозяйственными. Вещевые рынки превратятся в реальные барахолки. А много ли их надо на 300-тысячный город? Из специализированных рынков у нас имеют шансы выжить только рынки строительных материалов и подержанных автомобилей с запчастями. Но и они имеют достаточно неясные перспективы. Во всяком случае, не радужные.
– Такой сценарий можно, видимо, назвать ускоренным переходом к высокотехнологичным формам розничной торговли, хотя приятным его, конечно, не назовешь.
– Закон никак не учитывает одной весьма болезненной социальной проблемы, которую для Магнитогорска можно сформулировать следующим образом. Только в 2005–2006 году в нашем городе исчезли стихийные рынки, торгующие с земли продовольственными товарами и ширпотребом. До этого многолетние усилия властей убрать с улиц эти язвы бедности реальных результатов не приносили. Почему это произошло в последние полтора-два года? Прежде всего потому, что, с одной стороны, хотя и медленный, но все же рост реальных доходов беднейших групп населения обратил их к более цивилизованной рыночной торговле. С другой – реализованы энергичные инициативы городской администрации по предоставлению бесплатных торговых мест на рынках для пенсионеров-садоводов.
Что же должно произойти в течение 2007 года? Рост цен выдавит с рынков значительную часть мелких торговцев, а вместе с ними и значительную часть беднейших покупателей. Это, по-моему, необходимое и достаточное условие для возникновения стихийных минирынков образца 90-х годов. Не произойдет это только при одном условии: у наших пенсионеров и других малоимущих социальных групп доходы будут расти быстрее инфляции. Во что лично я не верю. Может, эти доходы и компенсируют уровень официального показателя инфляции, но роста розничных цен на товары и услуги народного потребления не компенсируют точно.
То, что возврат к стихийной торговле – может быть, в меньших масштабах, чем раньше, – возможен, хорошо видно, когда проезжаешь развилку дорог, ведущих к двум горнолыжным курортам. Там стоят местные ребята, выложив на капоты своих раздолбанных «Жигулей» куски мяса, якобы свежатинки. Вид этих кусков наводит на мысль: «Коровка-то, похоже, где-то нарвалась на противотанковую мину». Но нет-нет, да и остановится покупатель на «мерседесе». И это на дороге не самых бедных автомобилистов. Что же говорить про самых бедных пешеходов, которых у нас куда больше?
– Специалисты и рядовые граждане по-разному оценивают и требование закона о том, чтобы на сельскохозяйственных рынках не менее половины торговых мест были предоставлены товаропроизводителям.
– Что из этого требования следует? Возьмем, например, наш крытый рынок на проспекте
К. Маркса. Он специализируется на продовольственных товарах и может попасть под определение специализированного сельскохозяйственного рынка. В мясных рядах крытого рынка в хороший предпраздничный день торгуют человек 50–60. Причем в подавляющем большинстве это не производители мяса, а предприниматели, купившие тушу у производителя или сельского перекупщика, привезшего тушу на рынок в ветлабораторию. Эта перекупка совершенно законна и называется мелкооптовым закупом для розничной продажи. По новому закону надо, чтобы за торговыми рядами было не менее половины фермеров. В нашем случае их не 25–30, а два–три или вообще нет. Это значит, что, согласно закону, управляющая компания должна оставить за торговыми рядами всего 4–6 человек, а если фермеров-продавцов нет, вообще запретить этот вид торговли.
Главная причина, почему на рынке нет или мало фермеров и прочих сельхозпроизводителей, в другом. У производителя иная специализация. Фермер так загружен своим хозяйством, что он не хочет, не может и не умеет торговать в розницу. При разовой торгово-розничной акции он может вообще за день не расторговаться и получить не дополнительный доход, а дополнительные затраты. Это общеизвестно.