- Ребята, я тут под дверью нашла колпачок. Это не вы потеряли? - учительница из Агаповки Марина Воробьева показывает третьеклашкам крошечный головной убор.
- Нет, может кто-то из первоклассников, - возражают ребята.
Им невдомек, что урок уже начался, а таинственный колпачок с кисточкой принадлежит гному, которого обижал проказник из сказки Сельмы Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".
…В школе № 5 ведут уроки 15 участников областного конкурса "Учитель года", в начале недели стартовавшего в Магнитогорске. Своих учеников на конкурс не привезешь, значит, нужно найти контакт с ребятами, которых видишь впервые. Удивительно наблюдать, как учительница из Каслей Лариса Приходько за пять минут переменки нашла с ними общий язык. Призналась: волнуется. Сказала, что в Магнитке второй раз. Попросила рассказать, что тут у нас интересного. Дети тут же рассказали о городе и комбинате. Но главной достопримечательностью все же посчитали свою школу. И она, не прекращая диалога, а точнее - полилога, обходит класс: с кем словом перемолвится, кого похвалит, кому руку пожмет. Но не заискивает, может и замечание сделать так, что не обидно: "Ты мою раздаточную карточку уже в оригами превратил". Или на реплику мальчика, что на русском думать много не надо, а только писать, возражает: "Дорогой мой, на уроке я докажу тебе, что думать надо". И чужие дети - уже ее.
После урока члены комиссии скажут Ларисе: "Мы поняли: что ваши дети в Каслях вас любят". Еще бы - она и этих влюбила в себя за полчаса. Впрочем, так можно сказать про любого участника конкурса - одного педагогического мастерства мало, а вот любовь к детям - заветный ключик к успеху.
Примета современных уроков - использование технических средств. Но это не самоцель. Члены жюри считают: урок в шоу превращать не нужно. Если учитель считает, что использование проектора поможет реализовать цели урока - тогда это вполне оправдано. Но принцип наглядности никто не отменял. Одно дело - процитировать ученого, другое - когда его портрет с цитатой появляется на экране. На уроке математики учительницы из Аши Светланы Шевалдиной проектор то и дело был задействован. По ее словам, она любит использовать цитаты и исторические примеры, тогда детям-гуманитариям становится на уроке математики гораздо интереснее. Они потом даже на перемене подходят и расспрашивают об ученых. А на русском, например, увлекательнее записывать слова в тетради, если их не диктуют, а показывают изображения.
Впрочем, традиционный раздаточный материал никто не отменял. Например, карточки с заданиями: а что, если приклеить их… под парты. Наступит момент - сообщить о сюрпризе. Сколько волнения и радости у ребят, которые найдут "секретик". Или провести тестирование: на доске пример и варианты ответов, а дети с мест голосуют за правильный ответ, поднимая карточку. Фантазия учителей безгранична.
Еще одна из примет времени - практическая направленность. Казалось бы, тема довольно абстрактная - среднее арифметическое. Но вот задача из жизни: конфеты в кульках были по разной цене, потом рассыпались. И какую цену за них поставить теперь?
- Если продавать по самой низкой цене, прогоришь, - рассуждают пятиклашки. - Если по самой высокой - к тебе покупатели не пойдут...
И высчитывают среднее арифметическое - пока еще не зная ни алгоритма, ни определения. А потом вспоминают и другие случаи - средний балл в КВНе, "Ледниковом периоде" и "Танцах со звездами". Поговорили о статистике и даже вычислили средний возраст родителей одноклассников - 37 лет. Словом, абстрактная тема оказалась понятной и полезной.
…Урок подходит к концу. На партах у учеников белые перья - неужели дикие гуси оставили? Марина Воробьева проходит с тем самым колпачком вдоль парт, и ребята складывают в него перышки с пожеланиями для Нильса - ведь он должен измениться, чтобы выбраться из непростой ситуации.
- Чтобы он опять стал большим!
- Чтобы хорошо учился!
- Чтобы ему повезло!
Урок окончен. Но учителя остаются - у них еще самоанализ урока, ответы на вопросы членов комиссии. А потом новые испытания - мастер-класс, дискуссия, "круглый стол"... И, наверное, каждый из них не отказался бы от волшебного перышка на удачу.
Десятка лидеров
Когда верстался номер, по итогам второго тура областного конкурса "Учитель года" определилась десятка лидеров: учитель начальных классов Константин Алексин, Магнитогорск; учитель русского языка и литературы Татьяна Гильгенберг, Снежинский городской округ; учитель начальных классов Лариса Приходько, Каслинский муниципальный округ; учитель русского языка и литературы Гульнара Сабитова, Челябинский городской округ; учитель экономики Светлана Сафонова, Челябинский городской округ; учитель информатики Инна Свистун, Трехгорный городской округ; учитель изобразительного искусства Ольга Смирнова, Южноуральский городской округ; учитель русского языка и литературы Ирина Стерлигова, Коркинский городской округ; учитель химии Галина Феофилова, Копейский городской округ; учитель математики Светлана Шевалдина, Ашинский муниципальный район.