Власти субъектов федерации намерены добиваться, чтобы российские туристы отдыхали в своей стране. Об этом заявили представители 40 российских регионов – участников Координационного совета по развитию индустрии туризма в Российской Федерации, заседание которого прошло недавно в Петрозаводске.
В прошлом году развитию санаторно-курортного дела в России было посвящено целое заседание президиума Госсовета в Геленджике. «Россиянам негде отдохнуть в своей стране!», – критически оценил тогда состояние этой сферы Президент России Владимир Путин. За год ситуация изменилась. Появились даже поводы для «победных» рапортов. Главный из них – отечественные туристы начинают оправдывать ожидания чиновников. Как свидетельствует статистика, россияне в последнее время все чаще предпочитают отдыху за границей Байкал, Урал, Карелию или Камчатку, ездят на Черноморское побережье, курорты Ставрополья и по Золотому кольцу. Эксперты объясняют это развитием турбизнеса в российских регионах. Число иностранцев, посещающих нашу глубинку, сократилось по сравнению с прошлым годом вдвое. Зато сами россияне стали предпочитать отечественные пейзажи.
– Отдыхать, например, в Финляндии не лучше, чем в Карелии. Разница в том, что там уже выстроена инфраструктура, есть стандарты, которые нам еще предстоит создавать. Зато цены там выше, нужны визы, нужно преодолевать языковой барьер, – считает председатель Координационного совета по развитию индустрии туризма РФ, руководитель комитета по туризму города Москвы Григорий Антюфеев.
Магнитка давно вносит свой весомый вклад в развитие отечественного туристического бизнеса. Более 20 тысяч гостей принимают ежегодно центры отдыха, объединяемые управляющей компанией «ММК-курорт» – горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск», санаторий «Юбилейный», оздоровительный комплекс «Уральские зори», дом отдыха «Березки», оздоровительно-спортивный комплекс «Абзаково», водно-спортивный комплекс «Водопад чудес». Причем из года в год увеличивается количество иногородних отдыхающих, что свидетельствует о растущем рейтинге центров отдыха Магнитогорского металлургического комбината на туристическом рынке России. Только в прошлом году, например, спрос на горнолыжные центры компании «ММК-курорт» вырос на 30 процентов. Здесь Магнитка уверенно «шагает» впереди всего региона: по статистике, уральские курорты пользуется популярностью, в основном, у местных жителей.
Здравницы Магнитки уже много лет подряд предоставляют великолепные возможности как для семейного, так и для детского и молодежного отдыха на Южном Урале. Основа корпоративной политики этих оздоровительно-спортивных комплексов – стремление к постоянному совершенствованию и расширению спектра услуг, предоставляемых отдыхающим. С каждым годом планомерно развивается инфраструктура: открываются новые трассы и подъемники в горнолыжных центрах, идет реконструкция корпусов и коттеджей в санаториях и домах отдыха, вводятся в строй новые объекты оздоровления и развлечений.
В этом убедилась Наталья Лягаева из Екатеринбурга, поделившаяся впечатлениями об отдыхе в санатории «Юбилейный» на Уральском курортном сервере в Интернете: «Нам с мужем понравилось: приличный номер, ухоженная территория санатория, много кафешек, хороший пляж. Мы получили небольшое лечение, но большего и не хотели. Из Екатеринбурга мы приехали на своей машине, на территории санатория предусмотрена стоянка, почти рядом с корпусом. За одиннадцать дней съездили в Абзаково на горнолыжный курорт, в Магнитогорск – в аквапарк. Впечатления, как у детей. Кстати, я отметила, что в санатории отдыхает очень много детей, есть детские площадки, на пляже много всяких развлекалок для детей. Если будет время, приедем с сыном».
Популярность курортов Магнитки ныне столь велика, что их постоянно выбирают для отдыха VIP-персоны. Визиты Президента России Владимира Путина в горнолыжный центр «Абзаково» давно стали притчей во языцех. В этом году к главе государства присоединились и его полпреды. В апреле в санатории «Юбилейный», что на озере Банном, руководитель администрации Президента РФ Дмитрий Медведев провел совещание с полномочными представителями. Инициатором проведения выездного совещания стал полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Он решил показать гостям один из благополучных регионов и провести встречу в «южноуральской Швейцарии» – на горнолыжном курорте «Металлург-Магнитогорск». Замечены на магнитогорских курортах известные артисты – Максим Галкин, например, политики, тележурналисты. Побывавший недавно в «Юбилейном» и в горнолыжном центре «Металлург-Магнитогорск» политический обозреватель НТВ Владимир Соловьев сказал, что обязательно приедет сюда зимой.
Интерес отечественных туристов к отдыху в своей стране, по мнению экспертов, ныне вполне объясним. Руководитель группы внутреннего туризма компании «Экспресс Лайн» Ольга Пиляева считает, что россияне просто «наелись» иностранных курортов. Однако темпы роста туристических потоков, как правило, не превышают 5–10 процентов в год. Одна из причин – слабая осведомленность россиян о том, где можно отдохнуть в пределах родной страны, а главное – какого качества будет этот отдых. Вот побывал президент в прошлом году в Геленджике – и одним своим визитом принес реальную пользу тамошнему туризму: тот, кто видел на черноморском побережье Путина, вернется туда еще не раз, будет рассказывать своим детям и внукам, где воочию лицезрел главу государства. То же – с магнитогорским курортом «Абзаково»: сам факт пребывания в горнолыжном центре Владимира Путина до сих пор служит эффективной рекламой...
Впрочем, по мнению участников Координационного совета по развитию индустрии туризма, примером для подражания россиянам могут служить и американцы, более 80 процентов которых по традиции проводят отпуск в своей стране. В прошлом году США заработали на туризме более 70 миллиардов долларов. Доходы от индустрии туризма в России за тот же период составили около 6 миллиардов – почти в 12 раз меньше. Однако, по мнению представителей региональных администраций, собиравшихся недавно в Петрозаводске, у российской глубинки есть все условия для того, чтобы догнать и перегнать Америку.