В автобусе маршрута № 16 женщина не оплатила проезд, столкнулась с контролёрами, а когда её попытались привлечь к административной ответственности, покинула салон. Инцидент попал на камеру видеонаблюдения. Маггортранс обещал, что «материалы будут направлены в соответствующие органы, и административный штраф найдёт свою владелицу». Однако это не снискало общественного одобрения. И даже наоборот.
Благодаря 70 репостам публикация Маггортранса (МГТ) стала, наверное, самой популярной в его VK-сообществе на две с половиной тысячи подписчиков – собрала аудиторию из 73 тысяч пользователей. И она же серьёзно пошатнула репутацию МГТ как клиенто-ориентированного предприятия – если, конечно, так вообще можно выразиться о субъекте сферы общественных пас-сажироперевозок. В комментариях под постом работу контролёров не только осудили, но и поставили под сомнение её правомочность.
Камнем преткновения стала стоимость проезда – 30 рублей.
По мнению магнитогорцев, такая сумма – не повод выставлять безбилетницу чуть ли не преступницей, на которую надо отвлекать «соответствующие» органы: «Ещё бы ориентировки расклеили по городу… Надо быть добрее к людям… Давайте я скину вам 30 рублей, и вы удалите пост. Не зная ситуации, пытаетесь обвинить человека». А далее последовали вопросы вроде «кто наделил контролёра полномочиями выписывать административный штраф?».
Маггортранс как мог отбивался от критики, объяснял, что публикация сделана с целью просто проинформировать потенциальных безбилетников о последствиях, а не очернить конкретного человека, приводил выдержки из КоАП о том, кому именно дозволено составлять протоколы. И, конечно же, нашлись люди, которые недоумевали, отчего вдруг кто-то стал заступаться за безбилетницу. Но даже визуально негатива в адрес МГТ оказалось значительно больше, чем одобрения.
Если брать во внимание соцопросы ВЦИОМ и аналитического центра НАФИ, то ничего удивительного не произошло – такая же реакция на публикацию о безбилетнике могла последовать в любом городе России, где есть общественный транспорт. Потому что хотя 72 процента пассажиров всегда платят за проезд в общественном транспорте, 29 процентам нет никакого дела до безбилетников, а 28 процентов относятся к ним с пониманием. Более того, 60 процентов уверены, что мелкая кража в магазине – более серьёзный проступок, чем безбилетный проезд, и ещё 65 процентов считают, что если проезд обойдётся дорого, то платить не надо.
Интересно, что, по опросу в нашем телеграм-канале, только для четырёх процентов высокая стоимость проезда оправдает неоплату, а 52 процента сочтут отсутствие сдачи у кондуктора разрешением на бесплатное пользование трамваем или автобусом.