Мы стремимся создать максимальный комфорт и уют в своей жизни. Но в погоне за материальным комфортом мало кто задумывается о комфорте эмоциональном, который должен царить в каждом доме. Когда речь идёт о профилактике невротических и психических заболеваний, то одним из главных условий сохранения здоровья пациента является пребывание в спокойной, эмоционально комфортной среде. Что это значит?
Всё просто: члены семьи уважают и слышат друг друга, не забывают о том, что любой человек – это личность, которая имеет свои особенности, мысли, чувства. Это касается всех членов семьи: как взрослых, так и детей. Если взрослые люди – родители, родственники, друзья – не уважают друг друга, оскорбляют в разговоре, срываются на крик, вступают в драки между собой, то в таких деструктивных семьях дети будут расти в постоянном напряжении, с неадекватной самооценкой, низким самоконтролем, с трудностью адаптации. Дети в таких семьях часто подвержены простудным или другим заболеваниям, плохо учатся в школе, у них страдает поведение, возникают трудности социальной адаптации, они становятся замкнутыми, недоверчивыми. Наблюдается высокий уровень личностной, школьной и межличностной тревожности.
Если ребёнок первоклассник, то, вероятнее всего, адаптационный период будет у него протекать долго, болезненно, сложно. Детям из деструктивных семей трудно налаживать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми. Они относятся к группе риска, так как находятся в постоянном напряжении, и им нужно обязательно как-то его снимать. В деструктивных семьях, где дети испытывают постоянный дискомфорт внутренне напряжение и тревога очень высоки, поэтому, такие ребята склонны к употреблению психоактивных веществ, рано начинают пробовать табачные изделия, употреблять алкогольные напитки, и, вероятнее всего склонны к аутодеструктивным формам поведения. Но речь идёт так же и о родителях, которые устают на работе, тянутся к покою, тишине. Взрослые тоже хотят, что бы их уважали, принимали такими, какие они есть.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут улучшить «погоду в доме»:
– уважайте друг друга;
– установите совместную семейную традицию;
– вместе с детьми планируйте отдых, досуг, времяпрепровождение;
– помогайте друг другу, распределяйте обязанности между членами семьи так, чтобы каждому при их выполнении было комфортно, чтобы не ущемлялись «права»;
– передавайте друг другу свои чувства, а не критикуйте;
– помните, что все члены семьи – личности, мнение одного может быть отлично от другого;
– будьте терпимее друг к другу;
– относитесь с заботой и пониманием, не раздражайтесь понапрасну;
– помните, что все проблемы можно решить конструктивно, и только в спокойном состоянии;
– разделяйте поступки человека от личности, не обижайте друг друга;
– интересуйтесь жизнью друг друга, но не навязывайтесь с расспросами, не давите.
Хочу передать рассказ женщины, которая поделилась своей семейной традицией: «В нашей семье растут два сына, они пока малыши, но очень смышлёные. Мы с мужем занятые люди, работаем на предприятии, возвращаемся вечером. Мальчишки ходят в детский сад. Так что успеваем соскучиться друг по другу за день. Поначалу, когда забирали мальчиков из садика, гуляли, ходили в парк, но потом, все эти мероприятия свели на «нет». Приходили домой, вручали малышам гаджеты, и сами сидели, уткнувшись в телефоны. Стала замечать, что у одного из сыновей начали дергаться глаза, дети стали меньше играть вместе, двигаться. Мы с мужем даже радовались, что они усидчивые, в доме тишина. Но с другой стороны, мы все стали отдаляться друг от друга. Стали с мужем вспоминать, как гуляли в парке, как ездили в лес, вели активный образ жизни, и, ведь малыши были с нами, они никогда не были в тягость. Потом муж предложил, чтобы мы приходили с работы, забирали малышей и шли гулять, кататься на роликах, посещали семейные соревнования. А самое главное – мы приходим домой и кладём телефоны в коробочку, используем их только по необходимости, а остальное время взаимодействуем, играем, живём».
Елена Иванова,
заведующая психологической лабораторией