Просроченная задолженность горожан за жилищно-коммунальные услуги на начало лета составила 1,9 миллиарда рублей. Несмотря на ежегодное повышение тарифов в среднем на 3-4 процента в год, задолженность населения за пять месяцев 2021 года перед ресурсоснабжающими организациями сократилась на 1,9 процента по сравнению с 2020 годом.
В течение трёх лет произошел массовый переход на прямые договоры населения с ресурсниками, что позволяет уберечь добросовестных плательщиков за жилищно-коммунальные услуги от необходимости оплачивать чужие долги. Недобросовестные управляющие организации, таким образом, теряют возможность использовать средства, собранные за коммунальные услуги, на другие цели. Теперь средства населения поступают в ресурсоснабжающие организации. Однако остаётся вопрос взыскания долгов с управляющих организаций, находящихся на стадии банкротства. Ресурсники работают над признанием объёмов задолженности за все периоды, выявлением активов для взыскания.
– Своевременно и в полном объёме оплачивать коммунальные услуги – обязанность каждого потребителя, – напомнил начальник управления ЖКХ Алексей Болдашов. – Во время пандемии рост задолженности увеличился из-за введения моратория на начисление и взыскание неустойки по долгам, приостановления взыскания штрафа, пени за просрочку оплаты. Эти условия были истолкованы некоторыми жителями неверно, как позволение не платить за жилищно-коммунальные услуги. Однако изучив условия моратория, некоторые должники воспользовались предоставленной возможностью оплатить долг без пеней и штрафов. И в целом задолженность уменьшилась на 3,4 процента.
Напомним, что просроченная задолженность – это долг, срок оплаты которого уже прошёл. По Жилищному кодексу оплачивать жильё и коммуналку необходимо до 10 числа каждого месяца. Соответственно, в случае неуплаты за ЖКУ после 11 числа возникает просроченная задолженность. Тресты «Водоканал», «Теплофикация», управляющие организации проводят ежедневную работу с должниками. На предупредительном этапе им направляют уведомления о наличии задолженности, проводится обзвон и автоинформирование, должники приглашаются на заседания комиссий, созданных организациями в целях снижения дебиторской задолженности. Просроченную задолженность предприятия ЖКХ взыскивают в судебном порядке. За пять месяцев 2021 года подано в суд 11392 иска на сумму больше 215 миллионов рублей. С начала 2021 года отмечается значительное увеличение фактически взысканных средств.
– Системная работа с должниками ЖКХ призвана сформировать у граждан чёткое сознание в отношении их имущественной, административной и уголовной ответственности, а также возможных последствий в виде ареста имущества, начисления штрафов и пеней, взыскания судебных расходов, – объяснил Алексей Болдашов. – Работа ресурсоснабжающих и управляющих организаций с неплательщиками не преследует цели выселения или ущемления прав должников, а направлена на защиту прав добросовестных жителей на получение качественных коммунальных услуг.
– Масштаб задолженности большой, но она сформировалась не за один год и в основном через управляющие компании, которые стали банкротами, – констатировал на аппаратном совещании в администрации города глава Сергей Бердников. – Горожане услуги оплачивали, а куда они потом уходили, теперь разбираются суды. Большинство же населения понимает необходимость оплачивать счета вовремя и эту обязанность выполняет.