Радость, любовь, доверие, познание мира, открытость, живость, непосредственность – это основа детства, дары, которые остаются с нами навсегда, если мы не даём им угаснуть.
Задача взрослого человека состоит в том, чтобы создать условия и помочь раскрыться красоте, таящейся в душе ребёнка. Важно помнить, что многие взрослые навыки у ребёнка формируются, а не даются в готовом виде: по мере взросления происходит психологическое и духовное созревание. И на этом пути ребенку важно чувствовать чёткие рамки, ясные требования, внятные условия со стороны взрослых – именно это создаёт у него ощущение безопасности, а не принятой в наше время вседозволенности.
Порой взрослые обращаются к детям с каким-то многословием, которое в маленькой голове превращается в сумбур, хаос. Ребёнок может запомнить или услышать последние фразы, а то, что было сказано ранее, – улетучится. Поэтому необходимо при разговоре или каком-либо поручении ребёнку проговаривать просьбу чётко и спрашивать, понял ли он, чего от него хотят. Времени на объяснения, разговоры с ребенком тратится немало, порой у взрослых не хватает терпения, и они начинают сами выполнять своё поручение, тем самым умаляя положение ребёнка в семье. Обычно такие дети, войдя в подростковый возраст, становятся на путь конфронтации. Их поиски себя агрессивны и хаотичны. Расколотое на части и оставленное позади детство вызывает у подростка обычно злость и насмешку, а качества, которые должны составлять основу счастливого детства, являются для него глупостью и наивностью. Авторитет родителей подрывается, они перестают быть примером для подражания, а их ценности и правила подвергаются безжалостной критике. Подросток ищет, на кого быть похожим, но только не на родителей. Происходит отрицание родительской концепции.
Подросток пытается быть взрослым, но в душе остаётся ребёнком, которому как никогда нужна помощь родителей. Именно эта двойственность, отсутствие внутренних опор и порождает конфликт, который вырывается наружу резкими словами и поступками. Внутренняя потерянность, ощущение неопределённости вызывают сильную устойчивую тревогу. Чем хуже поведение, противостояние подростка, тем больше он нуждается в поддержке, уважении, принятии, адекватной помощи родителя. Плохое поведение – это крик о помощи, «немое» обращение к взрослому, потому что крики, обзывания, сравнения с другими ребятами, физическое наказание – это тоже показатель ребёнка, который ищет помощи, а не взрослого. А как могут помочь друг другу капризные, эгоцентричные, беспомощные дети? Никак! Но многие родители спрашивают: «Как можно принимать хамское отношение, терпеть грубости? Как относиться к тому, что дети не хотят учиться, ленятся?» Ответ прост: нельзя отношение к ребёнку строить только на основе того, что он делает.
Нужно разделять личность ребёнка и его поступки.
Нужно спокойно, мудро относиться к негативным всплескам, показывая, что ничто не может нарушить той главной глубинной связи, которая есть между ними. Тогда ребёнок перестанет бояться своих негативных эмоций, легко преодолевая их. Ребенок всегда хороший, а вот его поступки и действия должны получать адекватную оценку. Нельзя ругать, смешивая личность ребёнка с проступками, которые он совершает. В этом и заключается безусловная любовь, которая является самой важной опорой для всей будущей жизни человека. И если в детстве мы имели опыт такой любви, то любые испытания жизни выдержим достойно. Вот почему так важно родителям проявлять чуткость и мудрость в воспитании детей.
Важно, чтобы, воспитывая свих малышей, родители имели мужество перешагнуть через свои обиды, эгоизм, увидеть то, что стоит за внешними проявлениями ребёнка. Ведь дети – это зеркало своих родителей. Они отражают неуверенность самого родителя, его тревоги, беспокойства. Поэтому многие детские травмы являются как бы наследственными, полученными от родителей. Трудности можно преодолеть только совместными усилиями. И не каждый родитель, к сожалению, на это способен. Но если вдруг такое случится, то результат будет ошеломляющий. Ребёнок вынесет из такого опыта общения бесценный дар – встречу с самим собой, ощущение ценности собственной жизни, доверие к родителям и, как следствие, – отсутствие страха перед жизнью.
Любите своих детей. Ведь от родителей напрямую зависит, с чем войдёт во взрослую жизнь их ребёнок: с багажом даров или с вагоном душевных травм, полученных в детстве. Речь идёт о дарах, которые мы выносим из нашего детства, которые дают замечательную способность быть самим собой, сохранить целостность, которую мы теряем, входя во взрослый мир с его условностями, недоговорённостями и компромиссами. Мы тратим свои душевные силы на карьеру, гонимся за благополучием, богатством, успехом, не замечая, что утрачиваем самих себя, свою способность быть счастливым и чувствовать соприкосновение с жизнью.
Елена Иванова,
заведующая психологической лабораторией ГБУЗ ОПНБ № 5