Что нужно, чтобы установить инвалидность с наименьшими затратами сил и времени? Какие документы понадобятся? Каков порядок освидетельствования? Как обжаловать решение МСЭ, если человек с ним не согласен?
Ответы на все эти вопросы можно найти в новом документе - Административном регламенте по предоставлению госуслуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Оформление инвалидности, прохождение процедуры медико-социальной экспертизы - занятие, нередко отнимающее у гражданина много времени и сил. Новый административный регламент - это, по сути, своеобразная - и очень подробная - "инструкция" по тому, как в идеале должна проходить процедура освидетельствования.
1. В какие сроки должна проводиться экспертиза?
Максимально допустимое время - 30 календарных дней с даты подачи заявления. Причем в этот срок входит и время дополнительного обследования, если таковое понадобится при проведении МСЭ. Заявление должно регистрироваться в журнале входящей документации в день его подачи. Максимум через пять дней гражданину направляется приглашение на освидетельствование, в котором указывается адрес, дата, время и номер кабинета. При желании гражданина приглашение может быть отправлено ему по электронной почте.
Дата и время освидетельствования назначаются таким образом, чтобы время ожидания в очереди не превышало 30 минут. Подать заявление можно и без приложения необходимых документов. На то, чтобы их "донести", дается десять календарных дней.
2. Как узнать о результатах экспертизы?
Решение бюро (а также главного и федерального бюро) об установлении инвалидности, определении степени утраты трудоспособности и т.д. принимается простым большинством голосов специалистов, входящих в комиссию по проведению освидетельствования. Результат со всеми необходимыми пояснениями объявляется человеку немедленно.
Если же экспертиза проводилась заочно, решение и необходимые разъяснения можно получить в письменном виде либо по электронной почте. Письмо, подписанное руководителем бюро и заверенное печатью, направляется не позднее чем через три дня после принятия решения. Электронное письмо заверяется электронной подписью и направляется через единый портал государственных и муниципальных услуг. Срок - также три дня.
3. Как обжаловать решение МСЭ?
Если человек не согласен с результатами экспертизы, он имеет право написать заявление об обжаловании решения в то же самое бюро, где проходил освидетельствование. Само бюро в течение трех дней с момента получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Там в течение месяца проводится новая медико-социальная экспертиза и выносится решение. Такой же принцип соблюдается и при обжаловании решения главного бюро. Поданное туда заявление вместе с документами направляется в федеральное бюро, и окончательное решение принимается в течение месяца.
Важно: в заявлении об обжаловании решения бюро указывается фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, суть несогласия с решением МСЭ, просьба провести новую экспертизу по обжалованию. При этом не допускается сокращение слов и использование аббревиатур.
4. Кто контролирует работу бюро МСЭ?
Контролировать работу МСЭ - обязанность Росздравнадзора. Эта федеральная служба проводит плановые, а также внеплановые проверки - на основании поступивших жалоб граждан либо организаций.
5. Могут ли взимать деньги, например, за прохождение дополнительного обследования?
Все услуги бюро МСЭ предоставляются бесплатно.
6. Как должна быть организована работа бюро, чтобы инвалидам было удобнее?
Бюро МСЭ должны располагаться преимущественно на нижних этажах зданий и быть доступными для инвалидов-колясочников (широкие двери, пандусы и т.д.). Около здания бюро пре-дусматривается парковка, в том числе и для автомобилей инвалидов. Гардероб, туалет оборудуются так, чтобы инвалидам было удобно ими пользоваться.
Для того чтобы упорядочить очередь, рекомендуется по возможности установить в помещении бюро электронные аппараты управления очередью, а также световые табло, на которых будет отражаться порядок прохождения МСЭ.
7. Где получить информацию об адресах и телефонах бюро МСЭ, как проконсультироваться по проведению освидетельствования?
Все адреса с указанием телефонов есть в приложении к административному регламенту. Если гражданин обращается с вопросом по телефону, принявший звонок специалист обязан назвать свое бюро, свои фамилию, имя, отчество, должность и ответить на вопросы.
Конкретно
Какие документы понадобятся для прохождения освидетельствования:
- паспорт (свидетельство о рождении для детей до 14 лет);
- документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
- заявление с просьбой о проведении МСЭ и ее целью;
- направление на МСЭ из медицинского учреждения (форма 088/у-06).
Для определения степени утраты трудоспособности дополнительно надо представить:
- акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания;
- заключение органа госэкспертизы условий труда.
Важно
Полный перечень документов для разных целей прохождения освидетельствования приведен в тексте административного регламента.
Прямая речь
Кира АФОНИНА, начальник отдела развития МСЭ департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития:
- Административный регламент - это сводный документ, который обобщает всю обширную нормативно-правовую базу по медико-социальной экспертизе. Естественно, рядовому гражданину трудно найти все эти документы, ознакомиться с ними и принять их к сведению. Административный регламент же прописывает общий порядок работы медико-социальной экспертизы простым, четким и доступным языком. Практически это - правила предоставления государственной услуги по проведению МСЭ, которые обязательны для исполнения специалистами. Для граждан документ не менее важен - с его помощью человек, пришедший на освидетельствование, всегда сможет проверить, что при проведении МСЭ с него могут спросить, а какие требования избыточны.