Каждый из нас получает от одного до пяти спамовых звонков в день. Чертыхаемся, сбрасываем, вносим в «чёрные списки», но назойливая реклама продолжает нас атаковать. Антиспам-приложения частично спасают ситуацию, но все номера отсечь им, видимо, не под силу.
«Российская газета» рассказала, как жительница города Верхняя Пышма Елена Лаптева борется с несанкционированными звонками. Только за год она привлекла к административной ответственности пять компаний – три из них Свердловское УФАС оштрафовало на 100 тысяч рублей. Двум «рецидивистам» наказание скоро назначат, и с учётом повторности оно уже может быть от 150 до 500 тысяч.
– Я таких называю «звонарями». То бесплатный массаж навязывают, то осмотр стоматолога. У меня зубов столько нет, сколько раз они мне звонили, – иронизирует Елена. – Но особенно надоедают банки. Я и шуткой, и посылать пробовала – ничего не помогает.
Неприязнь к «звонарям» появилась еще в 2017 году, когда Лаптева организовала правовую помощь пострадавшим от псевдомедицинских центров GLOBALMED, которые при помощи поголовных обзвонов сначала зазывали людей на якобы бесплатную диагностику, а в офисах обманом и запугиванием навязывали огромные кредиты на оплату ненужных услуг. В конце концов при поддержке «РГ» ей удалось добиться возбуждения в Екатеринбурге уголовного дела по статье «мошенничество», которое сейчас включает в себя 70 томов. Конечно, это откровенные преступники, но проблема в том, что когда в законе есть пробел, то им захотят воспользоваться и некриминальные фирмы.
– Если не сказано чётко, что именно является персональными данными, а есть расплывчатое: «любая информация, прямо или косвенно относящаяся к конкретному лицу», то полиция и Роскомнадзор не реагируют. А я считаю, что номер мобильного – такая же личная тайна, как и ф. и. о., адрес проживания. Sim-карту мы оформляем по паспорту, и эти данные должны быть защищены законом, – уверена Елена.
Оштрафованных благодаря ей могло быть и больше, проблема в том, что обзванивают население не рекламодатели напрямую, а нанятые ими посредники. То есть человек представляется, допустим, сотрудником крупного банка, а когда УФАС начинает выяснять, на кого зарегистрирован номер, оказывается, это некий индивидуальный предприниматель из Кирова или московские кол-центры.
Вторая проблема – подмена номеров в ip-телефонии. На экране высвечивается один, а в детализации оператора – совершенно другой. Тот, что виден абоненту, либо вообще не существует, либо зарегистрирован в офшоре.
На этом основании антимонопольщики поначалу отказывали Лаптевой в привлечении распространителей рекламы к ответственности. Тогда она начала делать скриншоты экрана смартфона. Научилась не бросать на эмоциях трубку, а тянуть беседу по две–три минуты, чтобы записать «компромат».
Проблема третья – не весь спам может расцениваться как нарушение закона о рекламе. Именно этой уловкой пользуются кол-центры. Спрашивая: «Не хотите узнать полезную для вас информацию?», они получают согласие, а потом начинают продвигать товары и услуги. Свердловское УФАС России пришло к выводу, что абонента намеренно запутывали.
– Реклама завуалирована с целью придания своим действиям видимости законности. Согласие абонента может быть выражено как письменно, так и устно, но оно должно быть прямым и недвусмысленным, а не опосредованным и полученным путём введения в заблуждение относительно цели звонка, – поясняет начальник отдела контроля органов власти Свердловского УФАС России Екатерина Ермакова.
– Кроме того, в случае, когда контакт инициируется рекламораспространителем, а не самим гражданином, согласие должно быть получено до набора номера и озвучивания рекламы, а не в процессе.
По мнению Елены Лаптевой, проблема давно назрела, и решать её надо централизованно, на уровне государства. Ведь грань между ненадлежащей рекламой и телефонным фишингом, а попросту хищением средств доверчивых людей, очень тонкая.
В 2020 году, по данным МВД России, количество преступлений, совершённых с помощью смартфонов, выросло
на 88,3 процента.
Банк России инициировал блокировку более 26 тысяч телефонных номеров, это вдвое больше, чем в 2019-м.
Чтобы защитить граждан, уральская активистка предлагает внести поправки сразу в три закона: № 152-ФЗ «О персональных данных», № 126-ФЗ «О связи» и № 38-ФЗ «О рекламе». Что конкретно просит? Признать номера мобильных и домашних телефонов персональными данными, ввести в правовое поле термин «обзвоны» по аналогии с смс-рассылками и сделать обязательным получение предварительного письменного согласия абонента на звонок.
– Пока операторы связи не несут никакой ответственности за бойкую торговлю базами номеров на «чёрном рынке», они не будут должным образом заботиться о безопасности наших данных.
Также нужно ввести субсидиарную ответственность заказчика рекламы наравне с кол-центрами. Не важно, какой субъект совершает правонарушение, важно, в чьих интересах он это делает, – подчёркивает Елена.