Спортивная гимнастика – альфа и омега физической культуры. Ни в одном современном виде спорта нет такого количества снарядов, обучающих владению собственным телом. Недаром в других видах спорта мастера, прошедшие «крещение гимнастикой», – нарасхват.
Быть может, это и привлекло в гимнастике Тамару Шляхтину. Восьмилетней девочкой она впервые оказалась в гимнастическом зале спортшколы ММК. Малышку поразило все: простор, балкон, незнакомые снаряды, орава шумных спортсменов и их наставников. Зато тренер не обратил на будущую спортсменку внимания.
Но прошло два года – и Тому приняли в секцию Дворца пионеров. Группа, в которую зачислили Шляхтину, у молодой гимнастки Людмилы Чеботаревой была дебютной. Демократичная Чеботарева не запрещала воспитанницам разучивать сложнейшие элементы: пусть испытают все на собственном опыте. Так, методом проб и ошибок, происходило взаимное обучение: дети постигали азы гимнастики, а Людмила училась учить детей. Влюбленная в нее Тамара твердо решила стать тренером.
Первый преподавательский опыт Шляхтина обрела в седьмом классе: обучала соседскую девочку Светлану Тимофееву – нынешнего кандидата в мастера спорта. В семьдесят девятом, уже с красным дипломом Государственного центрального института физкультуры, Тамара Шляхтина приняла первую группу воспитанников в магнитогорской спортшколе.
Пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Гимнастические элементы намного усложнились, а это отпугивало родителей: они не спешили отдавать детей в самый сложный вид спорта. Тренеры искали будущих спортсменов по детским садам и школам, но и этот путь оказался не самым действенным: у родителей нет времени провожать-встречать, у детей нет желания оторваться от компьютера. Тамара Евгеньевна считает набор удачным, если хотя бы у двоих из двадцати надолго сохранится желание заниматься. Таких детей видно сразу: едва зашел в зал, как тут же повис на перекладине или кольцах.
Набор в гимнастику заметно «помолодел»: теперь в ДЮСШ № 1 приглашают девочек с пяти, а мальчиков с шести лет. Похоже, сильная половина человечества позже начинает понимать значение слова «надо». Дети тренировки обожают, приходят задолго до начала – «побеситься». Не пропустят ни один «объект для висения», будь то перекладина или крепление. Но даже из ошибок и падений они умеют извлекать опыт.
Появляется тренер – и детский гомон стихает, начинаются шпагаты, наклоны, кувырки, укрепление пресса за шведской стенкой. Особо энергичные и азартные, правда, находят секунду «пообниматься» с каким-нибудь снарядом и поболтать ногами в воздухе. Тамара Евгеньевна таких как будто не поощряет, но в глубине души одобряет: спортивный интерес умножает силы. Разминка окончена – ребята переходят к гимнастическим элементам, но пока не распрыгаются как следует – наставница подстраховывает. «В гимнастике детей нужно носить на руках, – поясняет Шляхтина, – от срывов и падений не застрахован никто».
Тренерских строгостей это не отменяет. Один из малышей, сложившись пополам, зависает на перекладине, но… не до конца вытягивает носочки. Легкий шлепок Тамары Евгеньевны по ногам юного гимнаста сразу устраняет дефект.
Физические ресурсы человека сугубо индивидуальны, и внимательному тренеру видно, когда ученик исчерпал себя в гимнастике. Шляхтина с пониманием относится к таким воспитанникам и советует попробовать силы в другом спортивном направлении. Почти все в таких случаях прощаются с тренером открыто и по-доброму, подолгу поддерживают теплые отношения, перезваниваются, многие приводят к бывшему наставнику своих детей, так что на тренерском счету Тамары Евгеньевны появились династии. Конечно, бывают и обиды, но кто прошел гимнастическую школу, знает: этот опыт пригодится всегда – в спорте и в жизни.