Ни для кого не секрет, что физическое состояние россиян оставляет желать лучшего. Но, даже увековечив истину про «береги здоровье смолоду», воплощать постулат в жизнь мы не торопимся. По данным «Российской газеты», среди дисциплин средней школы физкультура, призванная сохранять и укреплять наше здоровье, по важности занимает последнее место. Так было, конечно, не всегда.
Начнем издалека. Германия. За физическое развитие населения здесь отвечают детские сады и школы, какой вид спорта целесообразнее для ребенка, родителям порекомендуют уже в начальных классах. Германия сегодня – сильнейшая европейская страна по соотношению престижных международных наград на душу населения. Но мало кто знает, что стройную систему спортивного воспитания немцы скопировали… у русских! Мы же, подарив миру свое ноу-хау, как обычно, пошли «по другому пути». Физически одаренных детей поручили многочисленным во времена СССР детско-юношеским спортивным школам, а не охваченных секциями детей доверили общеобразовательным школам. До перестройки эта схема прекрасно справлялась с физвоспитанием россиян, пока годы реформ не внесли коррективы. Система ДЮСШ была разрушена, но это тема отдельного разговора. Сегодня речь о физкультуре в обычной школе, социальный заказ которой со временем тоже изменился.
У современных родителей в приоритетах интеллектуальные дисциплины. Никого сейчас не беспокоит, что ребенок не столь ловок: сами, мол, такие же, и ничего, живем… Легкий сколиоз – почти норма. Забываем, что жизнь должна быть не только долгой, но и качественной, и гибким, подвижным неплохо быть и в старости.
Антонина Виноградова – один из авторитетнейших в Магнитке преподавателей физкультуры. В бытность тренером по акробатике воспитала одиннадцать мастеров спорта. Сейчас преподает «физру» в двух средних школах по собственной оригинальной методике, три года возглавляла магнитогорскую ассоциацию учителей физкультуры. На общегородских соревнованиях ее ученики, в том числе и не занимающиеся серьезно спортом, обыгрывают сверстников-спортсменов. По мнению Антонины Григорьевны, воспитание интереса к физкультуре должно быть личностным:
– Банально, но факт: вкус к активному образу жизни прививается в школе. Я часто говорю молодым учителям: умейте видеть в детях индивидуальность. Пусть ребенок ставит рекорды не для галочки, а для себя. Если он, придя в школу, умеет делать всего три шага, научите его делать четыре, пять шагов. Да, другой за это же время сделает все двадцать, но такому и планку ставьте соответствующую. А вот это: я тебе два поставлю, ты не умеешь прыгать – тупиковый путь.
Если же говорить более предметно, то самой обездоленной в отношении физкультуры у нас была, есть и остается начальная школа, где «физру» в большинстве своем преподают учителя общего профиля. Раньше это не составляло проблемы, действовали многочисленные секции гимнастики, акробатики, которые охватывали основную массу малышей. Сейчас этого нет. А ведь в 6–10 лет ребенок обладает большим физическим потенциалом. Пропустив этот момент, очень сложно научить любить движение и верить в собственные силы. Особенно девочек – уже в пятом классе они бывают настолько сформированы, что учить их бегать, правильно дышать бывает слишком поздно.
В Магнитогорске специалистов готовят педучилище и МаГУ. Помню, на одном из семинаров я была приятно поражена выпускниками отделения инструкторов физкультуры дошкольного факультета – очень сильных молодых воспитателей детских садов. Их учеников видно сразу: когда они приходят ко мне в школу, с ними приятно работать. Но дальнейшее развитие детей возможно только при работе школьного педагога-профессионала. А вот тут у нас пробел.
При этом нельзя сказать, что в магнитогорских школах физкультура в таком уж загоне. Все новшества доводят до учителей, укрепляется материальная база, ввели третий урок в неделю. Ребятня вовлекается в городские соревнования, массовые старты. Ассоциация учителей физкультуры прекратила существование, но свою функцию выполнила: мы расшевелили педагогов новыми направлениями, методиками, предложениями. Из педучилища пришли молодые преподаватели, они хотят работать, стараются, повышают квалификацию. И в материальном плане учителя физкультуры не обижены – зарабатывают, как все предметники. Однако еще не так много, чтобы получать ради работы в школе специальное образование. Заочно учиться дорого, а ближайший физкультурный вуз в Челябинске. В пединститутах, конечно, дают теорию и методику физического воспитания, специальную литературу же, которая совершенствует знания и работу учителей, мало кто изучает. Но ведь и знания – еще не все. Амбициозным учитель должен быть. Без этого он ничего не добьется. Уроки физкультуры – это же театральные подмостки. Эмоции должны бить ключом. Как иначе зажечь ребенка?
Дети – это особая работа. У меня одна студентка была, говорила: «Я? Физкультуру преподавать? Никогда! Сложнее этого предмета нет. Лучше труд буду вести!» Вот если подходить с той точки зрения, что это сложный предмет, то случайных людей у нас не будет.
По данным городского методического центра, в магнитогорских школах физкультуру преподает 181 учитель. Из них высшее образование имеют 103, среднее специальное – 57.