Хоть Минюст РФ в сентябре прошлого года и внёс Андрея Макаревича в список иноагентов, без классических строк, написанных более четырёх десятков лет назад будущим народным артистом, сегодня не обойтись. «Ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь».
Ровно тридцать лет назад, 2 марта 1993-го, «Металлург», в ту пору дебютант элитного дивизиона, провёл первый матч в серии плей-офф отечественного хоккея. В 1/8 финала Магнитка, возглавляемая Валерием Постниковым, сошлась с одним из самых популярных и титулованных клубов страны – московским «Спартаком», главным тренером которого был легендарный Александр Якушев.
«Як-15» располагал великолепным звеном Селиванов – Барков – Ткачук, самым результативным в первом сезоне Межнациональной хоккейной лиги (на её «рельсы» перешёл наш национальный чемпионат в первый постсоветский сезон), и спартаковцы всерьёз рассчитывали побороться за золотые медали. «Металлург» в качестве конкурента не воспринимался. Но всё в той исторической для хоккейной Магнитки серии сразу пошло не так, как предполагали в столице.
Забегая вперёд, скажу, что в третьем решающем поединке, который Магнитка выиграла в Москве – 6:4, две шайбы забросил форвард «Металлурга» Юрий Шпигало, четыре года спустя, увы, ушедший из жизни. Взыскательная столичная публика прежде и не слышала о таком хоккеисте, хотя он поиграл ещё в высшей советской лиге – за челябинский «Трактор», и была поражена его превосходной техникой катания и хорошо поставленным кистевым броском. «Меняем нашу «золотую» тройку на Шпигало», – и в шутку, и всерьёз говорили спартаковские фаны после матча.
Любопытно, что двое из представителей результативного спартаковского трио образца 1993 года спустя многие годы оказались-таки в магнитогорском хоккейном клубе, причём без всяких обменов. В сезоне 2002 – 2003 Александр Селиванов, уже в ранге зятя легендарного канадского хоккеиста Фила Эспозито и после семи сезонов, проведённых в лучшей лиге мира – заокеанской НХЛ, выступал в Магнитке. Но конфликт с главным тренером Валерием Белоусовым не позволил ему надолго задержаться в «Металлурге». А Александр Барков в 2010 году вошёл в тренерский штаб клуба, возглавляемый тогда финским специалистом Кари Хейккиля. Спустя год Барков даже возглавил магнитогорскую команду, однако уже в октябре 2011-го был отправлен в отставку.
Для «Металлурга» противостояние со «Спартаком» тридцатилетней давности стало пиком дебютного сезона на высшем уровне. Пошумев в регулярном чемпионате, команда Валерия Постникова к концу многомесячного турнирного марафона сбавила обороты. Но в восточную кубковую восьмёрку вошла без проблем, финишировав на шестом месте в конференции. Плей-офф в первый постсоветский сезон был перекрёстным, поэтому в стартовом кубковом раунде Магнитка сошлась на узкой тропе – двоим не разойтись! – с третьей командой Запада, коей оказался «Спартак».
Серия до двух побед началась 2 марта в Магнитогорске во Дворце спорта имени И. Х. Ромазана. К удивлению всей лиги хозяева просто разбили популярный и хорошо укомплектованный столичный клуб. На льду блистал не только форвард Сергей Осипов, сделавший хет-трик, но и весь «Металлург». В какой-то момент даже «запахло» разгромом, но спартаковцы к финальной сирене сумели удержать отставание «всего» в три гола – 7:4 в пользу Магнитки. Кроме героя матча Сергея Осипова шайбы в ворота гостей забросили Владимир Громилин, Игорь Старковский, Игорь Князев и Сергей Могильников.
Когда через три дня команды вышли на лёд столичного Дворца спорта «Сокольники», питомцы Александра Якушева были настроены непременно взять убедительный реванш. Не тут-то было! Матч получился абсолютно равным. Причём если москвичи по ходу развития событий лишь однажды вырвались вперёд – 2:1, то магнитогорцы трижды вели в счёте – 1:0, 3:2, 4:3 (авторами голов в составе гостей стали Владимир Громилин, Сергей Осипов, Игорь Князев и Дмитрий Филиппов). Однако на 54-й минуте спартаковцы уравняли шансы, а на последней – их ведущая тройка Селиванов – Барков – Ткачук реализовала большинство и принесла победу – 5:4. Зрители хоть и выразили бурно свои эмоции, всё-таки восприняли произошедшее как само собой разумеющееся. Со стороны ситуация выглядела таким образом, что много повидавшие московские хоккейные фаны словно дружески похлопывали по плечу дебютантов элитного дивизиона: молодцы, мол, понравились столичной публике.
Но главный тренер «Металлурга» Валерий Постников, говоря словами Высоцкого, всю «эту кашу заварил вполне серьёзно», и к третьему решающему поединку, состоявшемуся 6 марта, психологически просто отменно подготовил своих хоккеистов. Дважды спартаковцы выходили вперёд в заключительном матче серии – Юрий Шпигало обе шайбы отыграл. А затем за дело взялись другие хоккеисты «Металлурга». Голы Сергея Осипова и Игоря Старковского сделали магнитогорцев хозяевами положения, и инициативу команда не упустила до финальной сирены. Москвичи отчаянно сражались, дважды сокращали отставание до минимума, однако «Металлург» (благодаря точным броскам Дмитрия Филиппова и Константина Исакова) восстанавливал комфортное преимущество и в итоге сохранил его до сирены – 6:4.
Сенсация состоялась, причём выглядела она просто оглушительной. Ведущий спортивных новостей в самой популярной в то время в стране информационной телепрограмме «Время» Георгий Саркисьянц был настолько обескуражен поражением спартаковцев, что о хоккее в итоговом выпуске дня не сказал ни слова!
А руководство Магнитогорского металлургического комбината было просто шокировано успехом своей команды – тогдашний генеральный директор Анатолий Стариков именно такими словами оценил победу над «Спартаком».
Поражение от Магнитки на первом этапе плей-офф Кубка МХЛ 1993 года, по сути, стало началом заката популярного столичного клуба. «Спартак» выбыл из числа топ-клубов страны, а «Металлург», наоборот, вскоре превратился в одного из главных претендентов на медали национального чемпионата. Не задалась после того «красно-белого» фиаско и тренерская карьера легендарного спартаковца Александра Якушева – поражение от Валерия Постникова сыграло в его биографии роковую роль.