На экране кинотеатра с джазовой душой – «Отец» (16+) – авторская экранизация одноимённой пьесы французского писателя, режиссёра и драматурга Флориана Зеллера, вместе с ещё не экранизированными пьесами «Мать» и «Сын» составляющей часть драматической семейной трилогии.
Это непростая история неравной борьбы стареющего мужчины с тяжёлым недугом – наступающей деменцией. Речь не о болезни – в центре внимания отношения отца с дочерью, двух любящих людей, каждый из которых по-своему переживает ситуацию: он порой не может совладать с потерей памяти, она должна выбирать – выстраивать собственную жизнь с учётом его состояния или собственных потребностей. Можно ли кого-то из них винить в эгоизме: отца, привыкшего всю жизнь полагаться на себя, не желающего признать себя больным и отвергающего попытки помощи, или дочь, растерявшуюся перед его болезнью?
В фильме присутствует и третий «персонаж», пусть и неодушевлённый: обстановка в доме, где живёт старик, – она выглядит то зловещей и холодной, то успокаивающей и дружелюбной. Всё потому, что зритель видит историю глазами человека, одолеваемого болезнью.
И несмотря на драматичность истории, она оставляет место для чёрного юмора и тонкого лиризма.
Режиссёр изначально видел в главной роли только Хопкинса, в киносценарии дал главному герою имя Энтони и приписал дату рождения артиста, чтобы тот мог ассоциировать себя со своим перснажем, даже снимал не на французском, а на английском – для Хопкинса. Но даже при этом пришлось ждать несколько лет, пока в плотном съёмочном графике актёра освободится время для «Отца». Актёр, в свою очередь, признавался, что вложил в игру много личного, ассоциируя с образом своего героя себя самого и своего отца.
Любопытно, что Флориан Зеллер – выпускник института политических исследований. Его «Отец» завоевал главную премию в области британского независимого кино BIFА в номинациях: «Лучший актёр», «Лучший сценарий», «Лучший монтаж». Пьеса тоже не подкачала: во Франции она получила Премию Мольера.