Можно не сомневаться, обсуждение будет горячим: семейная тема близка каждому, хоть с позиций отцов её рассматривай, хоть с детской. Вот и режиссёр Даниэле Лукетти, прочитав роман Доменико Старноне, по версии «Нью-Йорк таймс» входящем в лучшую мировую сотню 2014 года, вспомнил семью собственных родителей, где остро не хватало взаимопонимания.
Герои «Порочной связи» – неаполитанцы эпохи восьмидесятых: острая страсть в браке утихла, и глава семьи ищет утешения на стороне, пока не осознаёт, как много для него значат дети и «нелюбимая» жена. Любопытно, что на итальянском название фильма имеет второе значение: «шнурок», «связь» или «узелок», что придаёт ему переносный смысл. Так что временами название фильма на русский порой переводят как «Фамильный узел», а жанр относят то к семейной драме, то к грустной комедии. И бытовая сцена, где главный герой учит детей завязывать шнурки, приобретает глубокий смысл. Не забудем: за супружеской ссорой, в ходе которой родители выясняют отношения, но «решают сохранить семью ради детей», наблюдают эти самые дети. Невольно они пытаются по-разному подстроиться к матери и отцу, а со временем выбрать одного из них как опору. Перед нами проходит тридцатилетие, болезненно отразившееся на младшем поколении семьи: вряд ли дети когда-нибудь поблагодарят родителей за сохранение видимости счастья – уж лучше честное несчастье.
Но вопросы, поднимаемые режиссёром, не ограничиваются моральной тематикой: фильм заставляет задуматься о самом институте брака. И, как истинный искуситель, создатель ленты подкупает, запутывает и очаровывает зрителя. В ход идёт всё: романтические городские пейзажи Рима и Неаполя, ретро-картинки из воспоминаний героев и мастерски исполненные костюмы эпохи восьмидесятых. Поди разбери, кто прав, когда у каждого своя правда.