Магнитогорские ветераны отметили 15 марта приближающийся день рождения, уже сто пятый, самой популярной певицы Советского Союза - Клавдии Шульженко.
Петь или танцевать?
Ее называют национальным достоянием. А песни, которые исполняла, многим ныне кажутся народными - слишком уж известны. Один "Синий платочек" чего стоит. А "Давай закурим" или "Последний бой"? Эти песни и несильный, но такой мелодичный и душевный голос - воспоминания, от которых то поет, то плачет душа и хочется танцевать, не обращая внимания на больные ноги.
- Мы пробовали проводить мероприятия с танцами, - рассказывает председатель по культурно-массовым мероприятиям совета ветеранов ОАО "ММК" Августа Ступак, - и духовой оркестр приглашали, и массовик был. Увы, танцоров среди ветеранов немного. Так что решили проводить вечера иначе. Впрочем, о том, что нужно двигаться, не забываем. Вот на Масленице были и танцы, и хороводы. Все получилось замечательно. В театре оперы и балета проходят вечера танцев специально для людей в возрасте по очень низкой цене. Желающие среди ветеранов ММК могут тоже туда ходить - бесплатно, благодаря комбинату и профсоюзному комитету. И вечера проводим, и концерты, ездим на экскурсии: в Екатеринбург, Уфу, Ильменский заповедник, Златоуст и Троицк. В театр ходим. Девять спектаклей в году ветераны ММК могут посмотреть бесплатно…
Августа Алексеевна - главный инициатор и организатор мероприятий для ветеранов. Некоторые вечера рассчитаны только на бывших работников комбината, большая же часть открыта для всех желающих. И пожилым магнитогорцам такое культурное времяпровождение, судя по всему, нравится. В 1993 году, когда Августа Ступак только начинала проводить музыкальные гостиные, приходило человек тридцать, сейчас - более трехсот. В "гостиную Шульженко" пришло около 400 человек. Пришлось переносить встречу из малого зала в танцевальный - он смог вместить всех желающих. Ансамбли "Экополис" и "Очарование" исполняли песни Шульженко, звучали гитара, баян и кларнет. Было много рассказов о жизни любимой звезды миллионов советских людей.
Дуня и Клава
Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове. Ее отец компенсировал сухую работу бухгалтера украинскими песнями и игрой на музыкальных инструментах. Это и повлияло на выбор будущей народной артистки СССР и эстрадной певицы. В шестнадцать лет Клавдию приняли в театральную труппу с первой попытки, хотя у нее не было актерского образования.
Дебютом Шульженко стала оперетта Оффенбаха "Перикола". Юная исполнительница пела в хоре. Концертмейстером в Харьковском драмтеатре работал молодой человек, которого звали Дуня. Это имя рассмешило Клавдию. Дуня пояснил, что так его зовут друзья, а фамилия его - Дунаевский. Они дружили всю жизнь.
Выступления в театре перемежались с занятиями в консерватории. Клавдия Шульженко охотно выступала в концертах, дивертисментах. Настоящий же большой успех ей подарил Ленинград - впервые Шульженко выступила там в 1929 году. Не где-нибудь - в Мариинском оперном! На бис певицу вызывали неоднократно. А после посыпались предложения, одно другого заманчивее.
Не было дома, где бы ни звучал ее голос. Правда, высказывались и другие мнения. "Растерянно и глупо звучат "песенки" Шульженко, - признавал журнал "Рабочий и театр". - Появление этих убогих шансонеток, безвкусно подаваемых к тому же, - бесспорный срыв программы".
А простые люди видели в ее выступлениях теплоту и душевность, искренность и подкупающую простоту исполнения. Популярность певицы была огромна. И выросла еще больше во время войны.
Фронтовой джаз-ансамбль
С первых же дней Великой Отечественной Клавдия Шульженко стала рядовой Красной Армии. Коллектив ее получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Выступали на аэродромах и железнодорожных платформах, в госпиталях и цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками, автобус ансамбля был изрешечен пулями. Порой к месту концерта пробирались перебежками, под обстрелом. Двое музыкантов умерли от голода: дело было в блокадном Ленинграде.
Перед первым концертом на фронте певица перебрала репертуар: "Мама", "Записка", "Руки", "О любви не говори", "Челита"... "Можно ли вообще это петь теперь? - спрашивала она себя. - Кому это нужно?" Оказалось, что нужно: именно довоенные песни - из той, мирной, поры особенно горячо принимались бойцами. А знаменитый "Синий платочек" родился в горнострелковой бригаде. К певице подошел молоденький лейтенант Михаил Максимов, сказал, что написал песню: "Мелодию взял известную - "Синий платочек", слышал ее до войны. А слова мои. Ребятам показал - нравится..."
Мелодия "Синего платочка" действительно была широко известна, а ее автора, польского композитора Иржи Петербургского, знали как создателя исполнявшегося на каждом шагу танго "Утомленное солнце".
О Клавдии Шульженко писали, что она была удивительной артисткой, с прекрасными выразительными руками, богатой мимикой. Она никогда не пела с микрофоном. Голос у нее был несильный, но очень приятного тембра. Она будто и не пела вовсе, а легко и свободно напевала, не фокусируя звук, что создавало особую атмосферу интимности и неизменно покоряло зрителя.
- Она создала в этом жанре свой собственный стиль и царила на эстраде десятки лет, - считает Галина Вишневская. - Из известных мне певиц могу сравнить ее по степени таланта только с Эдит Пиаф, хотя по характеру дарования они совершенно разные: в Пиаф - надломленность, трагический надрыв, в Шульженко - мягкая лиричность, светлая женственность. После ее пения хотелось жить.
Новые имена
Председатель культурно-массовой комиссии совета ветеранов ММК Августа Ступак напомнила, что в этом году исполнится 90 лет Юрию Никулину. Августа Алексеевна планирует сводить ветеранов на экскурсию в цирк. А еще появилась идея ввести другой формат музыкальных гостиных - "Новые имена".
- Выбираем людей, которые неизвестны широкой публике и при этом ярко проявили себя в области искусства, - пояснила Августа Ступак. - В феврале выступали Вера Евстигнеева со своими рассказами и Лия Ахметзянова с необычными романтическими стихами. В апреле будет вторая гостиная из этого цикла…
У совета ветеранов ММК еще масса идей о том, как организовать досуг пожилых людей. Ведь зачастую именно это и является главной проблемой пенсионеров: некуда пойти, нечем заняться, некуда себя деть, а там недалеко и до мысли, что незачем жить. На самом же деле жизнь может быть прекрасной в любом возрасте. Августа Алексеевна в этом уверена.