Заведующая центром культурно-исторического краеведения центральной городской библиотеки имени Б. А. Ручьёва Светлана Жданова – человек разносторонне одарённый. Умеет удержать внимание большой аудитории во время презентаций книг и других массовых встреч и поговорить по душам с посетителями, помогая выбрать книгу. Работа эта увлекательная и, конечно, энергозатратная. Постоянно с людьми, в активном общении. Поэтому хобби – рукоделие – помогает Светлане Викторовне переключить внимание, помедитировать. И, конечно же, это творческая самореализация. Кстати, солидная библиотечная книга отзывов в оригинальной плетёной обложке – дело рук Светланы Ждановой.
По образованию Светлана Жданова учитель русского языка и литературы, в 1991 году закончила Брянский пединститут, а в 1993-м, переехав в Магнитогорск, пришла работать в центральную городскую библиотеку. Долго стояла возле стеллажей, радуясь книжному богатству.
– Сейчас всё, что связано с краеведением, – беллетристика, краеведческие изыскания, – на острие моего внимания. В нашем отделе, наверное, самое большое собрание краеведческой литературы в южной зоне Челябинской области. Краеведение всегда собирается по крупицам. Помогаем автору встретиться с читателями. Это интересная и любимая работа.
– Но энергозатратная, а вы дома вместо отдыха на диване – рукодельничаете.
– Любовь к рукоделию заложила мама. Лет в семь я начала вязать спицами, в десять – крючком. Не останавливалась – это были времена, когда во всех семьях вязали шарфики, шапочки, носочки. А потом бабушка учила вязать крючком салфеточки, это было в моде у старшего поколения. Когда у меня появилась семья, стало не до рукоделия. И уже когда дочери исполнилось 18, в 2010 году, начала вязать ирландское кружево. Взяла крючок – руки помнили…
– Почему именно ирландское кружево?
– Люблю что-нибудь посложнее освоить. Узнав об ирландском кружеве из журнала мод, подумала: не смогу…
– А в чём сложность?
– Вяжут отдельные элементы, собирают их на планшете изнаночной стороной вверх и объединяют вязаной сеткой.
– Когда смотрю на ажурную жёлтую маечку с цветами, мне кажется, что элементы декора пришиты на сетку…
– Наоборот. Сначала вяжу все элементы: ромашки, маки, жгут. Строю выкройку изделия, составляю композицию. Помогает специальный планшет, сделанный из теплоизоляционного материала пеноплекса. Этот способ увидела в Интернете в сообществе вязальщиц ирландского кружева, как и другие секреты мастерства. Потом беру тонкий-тонкий крючок, 0,5. Получается тоненькая ниточка, тоненькая сеточка из хлопка, шерсти или вискозы. Есть специальная технология, благодаря которой сетка получается ровной и прочной. Сама я долго училась, а потом проводила по скайпу мастер-классы, делилась опытом. Нужно особое мастерство, чтобы в местах соединения не было дырочек. Несколько месяцев вяжешь эту маечку, не представляя, что получится в итоге, и, лишь закончив работу, выворачиваешь готовое изделие на лицевую сторону. Первую свою вещь – болеро, которое потом долго носила, – вязала год. Когда увидела, какая красота получилась, ахнула. Такие эксклюзивные вещи не купишь, разве за огромные деньги. Прекрасно смотрятся и белые кружевные воротнички на тёмных однотонных платьях.
– Какой простор для самореализации! Почему же вы переключились на другие направления рукоделия?
– Во-первых, исчерпала доступную мне информацию – а я люблю постоянно учиться. Во-вторых, эти вещи почти не ношу. Они слишком заметные, сразу привлекают внимание. Да и времени на каждую вещь уходит много, подолгу не видишь результата.
О плетении из бумажной лозы слышала давно. В 2014 году попробовала – и это меня поглотило: плела 24 часа в сутки! Думала о плетении из натуральной, ивовой лозы – но где брать материал? А бумажную делаю сама. Лист потребительской писчей бумаги делю по вертикали на три полосы по семь сантиметров шириной. Чтобы бумага была податливее, ставлю рядом кастрюлю с горячей водой. Скатываю плотную трубочку с помощью тонкой спицы, затем спицу вынимаю. Один конец трубочки чуть шире, второй – чуть уже, их можно было соединять между собой, – конструктор такой получается. Трубочки на секунду опускаю в смесь, которая состоит из многих компонентов: лак, морилка, вода... У каждого мастера свой собственный опробованный временем рецепт. Потом сушу.
– Сколько трубочек уходит на изделие?
– На вот эту овальную корзинку, в которой у меня дома стоят кремы и моющие средства, – триста–четыреста. На большую корзину уйдёт, может быть, полторы тысячи. А вообще из бумажной лозы даже мебель плетут. Трубочки делаю с запасом, оставшиеся храню в морозильнике, чтобы не пересыхали. В отличие от древесной лозы, бумажную можно окрасить в любой цвет. Изделия из неё очень практичны – их можно мыть, протирать влажной тряпкой. Они прочные и в то же время лёгкие.
– Помните своё первое изделие из бумажной лозы?
– Это была круглая корзинка, делали вместе с дочерью. Безумно собой гордилась! Всё было вкривь и вкось. Опыт пришёл со временем. Первые несколько лет плела на форме, используя кастрюли или банки, а сейчас руки сами чувствуют, как надо.
– Мелкая моторика много значит. Помните, в моду вошли антистрессовые шарики, спиннеры. А тут – и рукам занятие, и время с пользой.
– Да, это релаксация. Поначалу плела часов до трёх ночи, иногда и не ложилась. На маленькую шкатулку уходит неделя – результат виден быстро. Цвета предпочитаю натуральные – чтобы было похоже на настоящую лозу.
– И всё же плетением вы не ограничиваете круг своих интересов в хенд-мейде?
– Вышиваю крестиком, наверное, года полтора. Я заскучала, искала новый вид творчества. Моя коллега Марина Сёмина показала свою вышитую работу. Говорю: «Ну, вышивать – это не моё». Если вязанием я занималась в детстве и поэтому пришла к вязанию ирландского кружева и плетению из бумажной лозы, то вышивкой – никогда в жизни. Однако сейчас такой простор возможностей в вышивке крестом, что я открываю рот – и мне хочется вышить всё сразу! Кроме ярких композиций у меня несколько городских пейзажей в сепии, серо-коричневых оттенках. Биг-Бен в Лондоне, Мулен Руж в Париже. Наборы для вышивки включают в себя схему, канву и набор ниток. В лондонском пейзаже – 16 оттенков. Самое сложное – бэкстич, иначе говоря, выкладная нить или шов назад иголку. Видите, это ниточка, которая рисует линию поверх первого плана, благодаря чему работа преображается.
– Смотрю на пейзажи европейских столиц и думаю, что в этих тонах можно было бы вышить историческую часть Магнитки…
– В принципе, существуют программы, позволяющие переводить фотографию в схему для вышивки.
– На пяльцах вышиваете?
– Да, но думаю приобрести специальный станок для вышивания.
– Затратное хобби получается.
– Да, хорошие наборы стоят дорого. Есть и наборы для многоцветных картин, однако дело не только в цене, но и в трудоёмкости такой работы. Не каждая мастерица решится на многоцветку – можно вышивать всю жизнь и немного недоделать. Да и куда потом повесить, они же огромные. Вышитые картины должны гармонизировать интерьер, а не диссонировать с ним. Кстати, и плетение из лозы – дело недешёвое: я покупала столько лакокрасочных материалов, что продавцы в магазине стройтоваров удивлялись.
Сейчас одновременно работаю над четырьмя вышивками. Устают глаза от ярких цветочных букетов – перехожу к монотонности сепии, и наоборот. Серо-коричневая гамма надоедает в процессе вышивки, зато потом смотрю на эти пейзажи и медитирую, погружаюсь в них.
– Наверняка у разных мастеров одна и та же схема получается по-разному.
– Да. И крестики ложатся по-разному, и каждый мастер может привнести что-то своё, доставая нитки из собственных запасов.
– Вышивка – это ведь не только картины?
– Занимаюсь и прикладным оформлением – подушечки, сумочки. Хочу сочетать вышивку крестиком и плетение из бумажной лозы, делая тканевые вставки в шкатулки. И ещё я в этом году много вязала – носки, ковёр из полиэфирной пряжи. Собираюсь поэкспериментировать в технике пэчворк – одеяла, пледы из отдельных квадратов и треугольников ткани: загорелась этой идеей, купила швейную машинку.
– На швейной машинке можно сшить что-то практичное – юбку, халат, пододеяльник…
– Неинтересно. Мне интересно то, о чём информацию не так просто найти и что дошло до меня путём трудных изысканий.
– Ваши таланты рукодельницы пригождаются в библиотечной работе?
– Во время акции «Библионочь» не раз проводила мастер-классы по плетению из лозы – материал трубочки, а потом с гостями плетём что-нибудь простое, но милое, например, ёлочные игрушки, стаканчики для карандашей. А главное – благодаря рукоделию удаётся остановиться в круговерти дел событий, чтобы услышать себя и увидеть красоту мира.