За год австро-германский психологический триллер «Королевская игра» (16+) – экранизация загадочной «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга – успел завоевать симпатию зрителей и профессионалов, номинирован на ряд престижных наград международного киносообщества.
Действие ленты разворачивается накануне аншлюса Австрии – бескровного, но не безболезненного присоединения страны к гитлеровской Германии в 1938 году. Юрист Йозеф Барток (Оливер Мазуччи), не успев эмигрировать, оказывается в одиночном заключении, где гестаповцы пытаются заставить его доносить на клиентов, чтобы получить доступ к их счетам. Так начинается противостояние честного человека и бесчеловечной системы.
В безвыходной, казалось бы, ситуации главный герой поддерживает силу духа погружением в содержание украденной у тюремщиков книги о шахматах. Когда-то он пренебрежительно относился к этой интеллектуальной игре, теперь же она позволяет ему рассчитывать наперёд ходы – свои и противника. Но она становится и наваждением, путая реальность и фантазии Бартока. Напряжения добавляет непрерывная смена временных пластов: герой оказывается то в гитлеровской эпохе, то вырывается из неё, плывя на лайнере в США – а в этом призрачном мире Бартоку доступно даже состязание с гроссмейстером. Да и само противоборство с фашистами напоминает игру на чёрно-белой доске, где в погоне одной стороны за чужими деньгами разменной пешкой становится свобода и жизнь соперника.
Описывая этот отнюдь не шахматный конфликт, Стефан Цвейг знал, о чём говорил: насмотревшись на месть родине обиженного на неё Гитлера, он эмигрировал из стёртой аншлюсом с политической карты Австрии в Бразилию в 1942-м. Назавтра после отправки новеллы издателям писатель вместе с женой покончили с собой, удручённые гибелью европейской культуры под натиском нацизма и не представлявшие себе жизни вне Отчизны.
Режиссёр фильма Штёльцль, начинавший как оперный режиссёр и клипмейкер, вспоминает, что с юности был впечатлён содержанием «Шахматной новеллы» и часто размышлял над ней. Это позволило ему добавить психологизма образу главного героя, дополнив содержание отсутствующими в литературном первоисточнике подробностями биографии Бартока. Так персонаж на глазах у зрителя проходит путь от баловня судьбы до умудрённого горьким опытом беглеца. О судьбе беженца и успехе фильма завсегдатаи киноклуба
P. S. завтра будут рассуждать после сеанса в кинотеатре с джазовой душой.