Показ фильма 1998 года по моноспектаклю Алессандро Барикко «1900. Легенда о пианисте» в кинотеатре с джазовой душой приурочен к шестидесятилетию актёра Тима Рота.
Он играет одарённого музыканта Новиченто – имя в переводе с итальянского означает «1900» – которого ещё в сиротском детстве нашёл темнокожий кочегар, служивший на огромном лайнере. Судно курсировало из Старого Света в Новый, и Новиченто, ни разу не сошедший на берег, каким-то чудом самоучкой освоил музыкальное искусство, играл в ресторанном оркестре и – стал легендой.
Его историю в 20-е годы рассказывает другой музыкант – трубач, восхищённый дарованием Новиченто и огорчённый лишь одним: не удаётся уговорить его ступить на землю и познать реальную жизнь. Хотя где она реальна-то: «в миру» те же люди, что и на лайнере. И если полное имя героя звучит как Дэнни Будман Д. Д. Лимон Тысяча Девятисотый – явное указание на год рождения – то можно не сомневаться, что авторы прямо намекают на новые тенденции, принесённые в жизнь ХХ веком – от разобщённости в обществе до культурного разнообразия.
Залогом высокой музыкальной планки служит музыкальное оформление от Эннио Морриконе, отмеченное престижнейшими кинопремиями, как и режиссёрская, операторская и ещё много чья ещё профессиональная работа в «Легенде».
Новиченто импровизирует, извлекая пальцами из клавиш образы, навеянные окружающими его людьми. Но в своеобразном соперничестве с изобретателем джаза Джелли Роллом Мортоном (Кларенс Уилльямс), специально взошедшим на борт лайнера для знакомства с гениальным самоучкой, он остаётся непонятым своим музыкальным соперником. Зато между ними состоялась настоящая музыкальная дуэль – эту сцену особенно оценили и зрители, и критики.
Любопытно, что фильм стоимостью девять миллионов долларов снимали в Одессе на судне «Лесозаводск». Как говорится, где славяне, там шедевр.