Завтра в киноклубе P. S. будут смотреть и обсуждать детективный неонуарный триллер Ларса фон Триера «Элемент преступления» (16+), снятый в Дании в 1984 году. Фильм получил противоречивые отзывы критиков и Гран-при Каннского фестиваля за технические достижения. В ролях Майкл Элфик, Эзмонд Найт, Ми Ми Лай.
Следователь Фишер возвращается из Каира в Европу, чтобы расследовать цепь преступлений. Маньяк Гарри Грей специализируется на девочках, продающих лотерейные билеты. Инспектор представляет себя маньяком, повторяет его шаги, проговаривает потенциальные монологи, но ему не хватает одной детали этого пазла – понимания того, что движет убийцей.
В беспросветном нуаре разлит свинец вины и ужаса, который охватывает европейца перед второй мировой. Не случайно всю историю с расследованием Фишеру приходится вспоминать под гипнозом – мистическим аналогом сеанса психотерапии.
«Первый полный метр Триера производит сильное впечатление если не сюжетом, то формой. Будучи продолжением экспериментов с цветом и светом, начатых в «Ноктюрне», «Элемент преступления» доводит их до предела возможностей, поставив на службу масштабному повествованию», – отмечает кинокритик Евгений Карасёв.
«Картина входит в так называемую трилогию «Е» («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа»): вы точно в определённый момент можете потеряться среди этих наслаивающихся друг на друга сюжетных линий, заблудиться в зеркальном лабиринте сновидческого повествования Триера, и кажется, что режиссёр и сам уже забросил идею облечь свои работы в логическую форму. В финале зритель вряд ли воскликнет «Теперь мне всё стало ясно, спасибо!», но справедливости ради добавим: при всей туманности нарратива дойти до финала вам всё же захочется», – убеждает Ярославна Фролова.
«В этом хитросплетении понадёрганных отовсюду приёмов судорожно пытается зародиться фирменная триеровская меланхолия, которая пока не может пробиться через толщу экспрессивных упражнений в режиссуре и тонет в «крутом» детективе и триллерной начинке. Но в пассивном желании главного героя подчиниться психиатру, чтобы избавиться от давящей на мозг мигрени, можно усмотреть желание самого Триера высвободить творческую энергию, которая буквально разрывает его голову изнутри. Только для режиссёра психиатром является кино», – рассуждает Иван Афанасьев.
Любопытный факт: этот фильм Ларс фон Триер отправил Андрею Тарковскому, но тому картина не понравилась. А понравится ли вам? Узнаете в среду в кинотеатре с джазовой душой.