К тому же - применительно к такой неоднозначной фигуре в искусстве ХХ века, как Луис Бунюэль.
И это не просто байопик: "Бунюэль в лабиринте черепах" (12+) Сальвадора Симо - полнометражная анимация. Возможно, режиссёр выбрал мультипликационный формат, чтобы смягчить прикосновение к болезненным темам.
Весь фильм пронизан ими, и главная - внутренний конфликт мастера. "Бунюэль…" посвящён периоду съёмок малоизвестного даже киноманам фильма "Земля без хлеба" (12+). Ему предшествовал скандал на премьере поставленного вместе с Сальвадором Дали "Золотого века" (12+) и последующий разрыв с Дали, в соавторстве с которым был снят ещё и "Андалузский пёс" (12+). Неудача с "Золотым веком" лишила Бунюэля шанса найти средства на съёмки следующей работы - если бы их не предложил меценат, скульптор и друг Рамон Асин. Он отдал будущему крупнейшему представителю сюрреализма в кинематографе деньги, выигранные в лотерею, - так в 1933 году появилась картина "Земля без хлеба".
Этот документальный фильм посвящён современной на тот момент жизни беднейшего испанского региона в горах Лас-Урдес, который ещё десятилетие назад не был связан дорогами с другими частями страны. Социально-экономическое положение региона, словно отброшенного назад в развитии, ужасало: нищета, невежество, неготовность к переменам. Бунюэль тщательно документирует действительность Лас-Урдеса: вот перед зрителем голодные школьники, вот кадры с лежащей на траве больной девочкой - по местным поверьям, к немощным не следует прикасаться. Но Бунюэль не останавливается и перед возможностью усугубить ситуацию, как в эпизоде с горным козлом, срывающимся в пропасть. По местным традициям, козлятину едят, только если животное погибло, сорвавшись со скал, - вот режиссёр и создал условия для традиционной трапезы.
Воссоздавая творческий процесс работы над "Землёй без хлеба", аниматоры основывались на графическом романе Фермина Солиса, рождённого недалеко от Лас-Урдеса, а потому хорошо знакомого с образом жизни в регионе. Мультипликация в фильме чередуется с документальными кадрами Бунюэля, реалистические эпизоды - с обрывками сюрреалистических снов режиссёра, отсылающих к живописи Дали. Заодно объясняется смысл названия фильма: черепица на крышах лас-урдесских домов по цвету и фактуре напоминает черепашьи панцири - отсюда и ассоциация с черепашьим лабиринтом улочек. А удивительная музыка Артуро Карделуса уже завоевала призы престижных международных кинофестивалей. И ещё - в отличие от "Земли без хлеба", снятой с проката почти сразу после премьеры в связи с неудобной правдой на экране, "Бунюэль в лабиринте черепах" уже на старте получил широкое признание и высокую оценку киномира.