Завтра в киноклубе P.S. будут смотреть и обсуждать виртуозный и пронзительный триллер «Европа» (18+), впервые вышедший в прокат три десятилетия назад и не утративший своей актуальности по сей день. В ролях – Жан-Марк Барр, Барбара Зукова, Удо Кир, Эрнст-Хуго Ярегорд, Эрик Мёрк. Любопытный факт: этот фильм так понравился Стивену Спилбергу, что он нашел его режиссёра и предложил работу в Голливуде, а тот… отказался.
Это был Ларс фон Триер, и все свои фильмы он до сих пор снимает в Дании или Швеции, а до Голливуда так и не добрался из-за аэрофобии. «В принципе, я боюсь всего на свете, – шутит Ларс. – Кроме кино».
Среди наград фильма «Европа» – приз жюри, приз за художественный вклад, технический Гран-при на Каннском кинофестивале, множество призов и премий на международных кинофестивалях в Испании, Бельгии, Швеции и Португалии, а в родной для Ларса фон Триера Дании – премия «Бодиль» за лучший фильм и семь национальных кинопремий «Роберт»: за фильм, операторскую работу, музыку, работу художника, звук, монтаж и спецэффекты.
В 1945 году молодой американец немецкого происхождения Леопольд Кесслер считал, что война закончилась, и приехал из Америки в оккупированную союзниками Германию с самыми лучшими намерениями. Он устроился работать проводником в железнодорожной компании и думал, что теперь жизнь пойдёт как по рельсам. Леопольд влюбляется в молодую немку, которая крепко связана идеологическими узами с подпольной нацисткой организацией. Её соратники пытаются убедить Леопольда взорвать поезд, героя одолевают мучительные сомнения, но часовой механизм этой истории уже запущен…
«Европа» – завершение трилогии «Е», в которой Триер осмысливает своё отношение к Европе. Герой, как и в двух предыдущих картинах – «Элементе преступления» (18+) и «Эпидемии» (18+), – идеалист, который в стремлении к благим целям приводит мир к крушению. «В эту виртуозную, пронзительную и едкую ленту, снятую в чёрно-белом цвете при участии оператора Дрейера, Хеннинга Бендтсена, Триер вложил все свои представления о визуальном совершенстве и перфекционизме – качествах, от которых он впоследствии принципиально откажется», – пишет кинокритик Антон Долин.
Дмитрий Десятерик отмечает: «Европа» структурирована как сеанс гипноза, ведомый отстраненным голосом Макса фон Зюдова, так что ход событий можно считать управляемой галлюцинацией от первого до последнего кадра…».
А ещё «Европу» называют самым недооценённым фильмом Ларса фон Триера. Почему? Узнаем завтра в кинотеатре с джазовой душой.