Не знаю, как в эти выходные, но в прошлые цирк был переполнен: а у входа в кассы прохожих спрашивали: "Лишнего билетика не найдется?" Опоздавшим пришлось присаживаться на ступеньках проходов - ни одного свободного места на программу "Фантом-тропик" в зале не было. Если учесть, что первое отделение длится полтора часа, сидеть на бетоне - удовольствие не из приятных, но представление того стоило.
Три часа разножанровых номеров для детей и родителей. Великолепные костюмы, клоунские импровизации со зрителями на манеже и подарки от информационных спонсоров. Нас покорил поэтичный воздушный номер "Молебен под куполом": четыре порхающих в воздухе в белоснежных одеяниях ангела хранят чувства двух влюбленных, а Ромео и Джульетта (Анна и Илья Жуковы), проснувшись на белоснежной постели, тоже взмывают вверх, исполняя красивейшие трюки.
Пощекотал нервы эквилибрист Вардан Варданян, забирающийся под купол по растущей пирамиде из стульев. Самый нижний из них стоял на горлышках четырех стеклянных бутылок. И надо было видеть, как долго перед выходом артиста рабочие с грузилом устанавливали реквизит на бутылки. Гимнаст без страховки легко поднялся по построенной многоэтажной пирамиде, а потом осторожно спускался вниз, разбирая конструкцию.
После антракта самое "вкусное" - экзотический аттракцион директора программы, обладателя золотого приза всемирного циркового искусства в Москве Тиграна Акопяна под названием "Джамбо", что в переводе с африканского - "Салют!", "Привет!" Египетские фараоны и современные бедуины, танцы живота восточных красавиц и цыганские песни с плясками, огромные пятиметровые питоны, крокодил и красавцы-дикобразы - для антуража. Чего не скажешь о шести верблюдах, отработавших по полной: двугорбые выстраивались в линии, меняли направление движения, позволяли наездницам исполнять на них синхронные трюки. Словом - караван.
В зале крики восторга: на манеж ленивой трусцой выбежали два бегемота: мама Джунга и ее приемная дочка Юлианна. На 40 цирковых коллективов Росгосцирка приходится только два номера с бегемотами. Тигран Акопян может говорить о них долго. Старшую он купил в украинском зоопарке трехгодовалой "дамой", назвав в честь африканского острова. Тяжело пришлось с транспортировкой полуторатонной Джунги. Грузили краном. Съехалось телевидение, возле зоопарка толпились жители Николаевска. Жаль было прощаться с бегемотом, хотя Джунгина мама каждый год приносила приплод зоопарку - такие там были хорошие условия.
Но настоящее шоу началось, когда бегемотиху погрузили. Напротив бассейна - вольер со слонами, бывшими цирковыми артистами. Расставаясь с Джунгой, одна слониха стала низко кланяться хоботом в ее сторону, как привыкла прощаться со зрителями в цирке...
Младшую Юлю - так ласково, по-домашнему, называет ее дрессировщик на репетициях - Акопян приобрел трехмесячной малышкой в Казахстане. Джунга сразу приняла ее за дочь. Малая не всегда успевала за мамкой, у которой шире шаг, и поэтому бегала за ней, быстро перебирая лапами. Заметив это, сотрудники воскликнули: "Как муха!" Так у Юли появилось сценический "псевдоним".
- Несмотря на кажущуюся неповоротливость, бегемоты могут развивать скорость до 80 километров час, - говорит дрессировщик. - Отчего их так мало в цирках? Во-первых, недешевы содержание и уход. Необходим бассейн: воду меняем через день, зимой животные должны жить в тепле. Я уж не говорю про ежедневные сорок килограммов овощей, двадцать - фруктов, тюк сена, десять буханок хлеба и добавки: мел, соль, рыбий жир... Поскольку в природе нижними клыками бегемоты роют болотные растения и жуют бамбуковые корни, им, как и верблюдам, необходим жесткий корм. В цирке мы заменяем его банными вениками. Они едят листья, а о жесткие прутики веников чешут и точат свои зубы. В месяц приходится покупать полторы тысячи веников... Другая сложность - дрессура. С бегемотами намного сложнее, чем со слонами. Почему? Коротенькие ножки и природная лень "водяных коров". Чтобы показать что-то, надо много времени и усилий. Поэтому самое зрелищное: пройти по барьеру, покрутиться вокруг себя, открыть пасть.
Куда проще номера с человеко-образными. Таких любимцев у Акопяна девять: семь шимпанзе и две макаки. Все участвуют в театре пародий на звезд эстрады. У каждой обезьяны свой характер и привычки. Если понаблюдать - все, что они делают, похоже на ребячьи игры. Сидеть в клетках им скучно, репетиции и выступления - счастливые часы.
Самым опытным артисткам Ляфо и Габриэлле - по 16. Изысканные имена обезьяны получили от сотрудников французского и испанского зоопарков, откуда их выкупили. Ляфо на манеже - за Пугачеву, русскую красавицу, кавказскую пленницу, балерину и цыганку... с сигаретой. Пристрастие к табаку рабочие заметили, когда привезли шимпанзе в цирк. Стоило парням закурить - Ляфо просила жестом: "Дай попробовать". Предположили: моряки научили ее курить, пока везли. Габриэлла тоже в театре пародий играет несколько ролей: Сердючку, Галкина, Аллегрову, джигита с кинжалом в зубах. История этой талантливой обезьянки удивляет многих.
- Когда мы ее забрали у испанцев, Габриэлла была очень слабой, болезненной девочкой с низкой температурой и отказывалась ходить, - рассказывает Акопян. - Видимо, от нее зоопарк решил избавиться с нашей помощью. Когда мы покупаем животных - у нас нет большого выбора. Главное, чтобы у шимпанзе не обнаружили при анализах гепатит, СПИД и туберкулез.
- Но СПИД - это же синдром иммунодефицита человека…
- Нас обязывают делать анализы обезьянам даже на ВИЧ, - разводит руками дрессировщик. - Тьфу-тьфу - еще ничего такого не было... Через год, как мы взяли Габриэллу, она потихоньку стала ходить на четвереньках. Потом мы водили ее за руки по манежу по несколько минут, как ребенка учат ходить родители.
Сейчас Габриэлла - звезда манежа. Сколько еще она будет радовать зрителя - неизвестно, но дрессировщик уже сейчас готовит ей с Ляфо достойную смену: пробует номера с "молодежью". Скоро на сцену выйдут пародисты Григорий и Авраам, а "старичков" задействуют лишь в эпизодах. Словом, все, как в человеческой артистической жизни...