Эта провокационная психологическая драма - четвёртый фильм сорокалетней французской феминистки Селин Сьямма.
Последняя треть XVIII века, Франция. Молодая художница прибывает в графское поместье, чтобы написать портрет младшей дочери владельцев, предназначенный в подарок жениху. Героиня будущего портрета отказывается позировать, и матери приходится пойти на хитрость, представив гостью компаньонкой. Девушки часто гуляют вместе, что позволяет художнице изучать свою модель и делать эскизы вечерами. Вскоре их дружба становится теснее, и портрет уже можно делать с натуры. Зритель словно погружается в атмосферу мастерской живописца: кадры порой отсняты без искусственного освещения - разве что со свечным, почти отсутствует музыкальное сопровождение - в естественный звуковой фон вмешиваются лишь несколько фрагментов из "Времён года" Вивальди. Всё это облегчает зрителю погружение в костюмную драму с мастерски прописанными диалогами, богатыми, но лаконичными интерьерами старинного дома и приморским пейзажем в приглушённых тонах.
Характер отношений подруг очень скоро меняется, и задача художницы живописать образ невесты отходит на второй план. К тому же неудача в создании портрета по памяти, переломленная его написанием уже "вживую", напоминает о невозможности заглянуть в человеческую душу без внимательного изучения.
Мужчин на экране почти нет. Но рядом с главными героинями предстают другие женские образы - каждая со своей скрытой от глаз посторонних горестью: нежелательной беременностью, жизнью с нелюбимым, душевной драмой, приведшей к самоубийству.
Режиссёр подводит зрителя к вопросу о личной свободе в обществе, где женщина несвободна в правах и выборе образа жизни, занятия, спутника.
Даже художница в этом патриархальном, консервативном мире вынуждена подписывать свои картины мужским, отцовским именем. Режиссёр компенсирует ей вынужденную анонимность костюмами, словно созданными с картин итальянской художницы XVII века Артемизии Джентилески, пробивающейся в мире мужчин, считающейся первой феминисткой и ставшей символом феминистского движения.
О свободе можно говорить по-разному. Селин Сьямма уже порадовала своих поклонников, обратившись к языку мультипликации в защите прав детей на жизнь в семье: её анимационный фильм "Жизнь кабачка" (16+) номинирован на "Оскар". А пока в киноклубе P. S. изучат "Портрет девушки…" - просмотр и обсуждение назначены на завтра в кинотеатре с джазовой душой.