В кинотеатре с джазовой душой всегда трепетно относятся к музыкальному материалу. А «Танцующая в темноте» с международным звёздным ансамблем заслуживает этого в особой степени. Перечислять победы на Каннском фестивале и награды Европейской киноакадемии заняло бы слишком много места: фильм надо смотреть, а главное – слушать.
На дворе 1964-й. Эмигрантка Сельма (исландка Бьорк – главное вокальное украшение ленты и дебютантка кинематографа) мечтает стать героиней мюзикла со счастливым сюжетом, но против воли оказывается втянута в страшную историю на новой родине – в США. Она не смеет сказать полиции правду даже под страхом смертной казни. На это есть причина, но никто, кроме подруги (Катрин Денёв – легенда «Шербурских зонтиков» (12+) и «Девушек из Рошфора»), не догадывается о её личной тайне, в основе которой жертвенная родительская любовь.
В фильме режиссёр отказывается от канонов им же объявленной «Догмы 95», в соответствии с которыми кино должно строиться на простоте и минимализме изобразительных средств. Ничуть не опасаясь кича, «Танцующая в темноте» предъявляет целый набор спецэффектов, съёмку с множества точек, отточенную хореографию от Винсента Патерсона, прежде ставившего танцы Мадонны и Майкла Джексона, женский дуэт дополнили Питер Стромаре и Дэвид Морс, а режиссёр, до самой премьеры скрывавший не только финал, но и весь сюжет, сам написал тексты песен на музыку Бьорк.
Правда, без сложностей во время съёмок не обошлось: Триер и Бьорк оба славятся чудачествами, но в этот раз певица превзошла сама себя, регулярно надолго исчезая с площадки, чтобы вскоре объявиться на другой стороне планеты.
«Танцующая в темноте» завершил трилогию, начатую фильмами «Рассекая волны» (18+) и «Идиоты» (18+).
«В детстве я всех обманывала, – признаётся героиня Бьорк – Уходила с сеанса до окончания финальной песни, и мюзикл для меня не заканчивался никогда». Такой подход дарит надежду даже в условиях полной безнадёги.