Как становятся свободным художником? Путей человек нашел множество. Поль вон Гоген работал-работал биржевым маклером, неплохо был устроен в жизни, в материальном смысле, потом как-то вдруг показалось ему, что биржевая маклература не соответствует в полной мере его дущевным устремлениям, - взял да и бросил все, уехал на Таити с одними, грубо говоря, красками. Свобода и художество! Материальность осталась в другом мире. А в этом - душа и творчество.
Теперь вернемся в наши дни и в Магнитогорск и посмотрим: а нет ли среди нас таких душевных творцов? Не долго интригуя, скажу - есть. Есть такой художник, а имя ему - Сергей Михайлович Синенков. И хотя его картины несколько иного свойства - он творит уменьшенные копии ружей, карабинов, автоматов, - сути это не меняет. Уменьшение же затрагивает только размеры, но отнюдь не те ощущения, которые испытываешь, когда держишь в руках ППШ или знаменитую трехлинейку Мосина. Чик - штык в боевое положение, чик - затвор назад, получик - вставил воображаемый патрон, затвор вперед, прицелился... выстрел! Все это сопровождается улыбкой хозяина и его словами, что мужчина в том, что касается оружия, до старости ребенок. Одним словом, чик-чик - и мальчик.
К своей свободе творить любимые веши Сергей Михайлович шел примерно по тому же пути, что некогда проторил Гоген: сначала вверх, вверх по житейско-служебной лестнице - выпускник Магнитогорского горно-металлургического института, инженер, мастер, владелец и директор Собственного успешного предприятия в Нижнем Тагиле, заместитель генерального директора торговой фирмы - потом резкая остановка и своего рода Таити - сейчас он слесарит на ММК и ваяет оружие на кухне. Почему?
- А мне надоело быть начальником, - говорит он, - я же с 78 года начальником. Сейчас занимаюсь творчеством, изобретательством и мне спокойно. Все-таки по сути своей я, наверное, не руководитель, а свободный художник. И надо мной начальников нет, терпеть этого не могу. У нас там так: передо мной поставили задачу, проблему обозначили, а как ее решать - это уже, простите за тавтологию, моя проблема. Вот к примеру, на комбинате потребовалась машина для чистки полов. Что-то они делали когда-то, лет восемь назад, она у них не пошла. Сейчас я им предложил принципиально новую, разработал, рассчитал, - скopo будет. Не так давно начальник цеха определил другое узкое место: надо начать изготавливать прокладки. Я разработал, рассчитал и сам же изготовил целую линию. Дальше, надо было линию по изготовлению хомутов для обжатия шлангов. Пятнадцать лет вручную их обжимали... Теперь у них машинка, что называется, «для дурака»: туда сунул, сюда сунул - все готово. Вообще, у меня только за последний год что-то около двадцати внедренных рацпредложений. А когда-то я был признан лучшим молодым рационализатором, диплом мне вручал сам Ромазан еще в Нижнем Тагиле. Изобретательство - это же интересно... Пока интересно, я работаю, станет неинтересно - уйду...
Но для души, конечно же, оружие. Не знаю, наверное, это генетически заложено. Мы ведь из казаков, мои деды и прадеды жили и служили здесь еще задолго до того, как родилась Магнитка. Да и сам я, кстати, служил, дослужился аж до майора, соответственно, личное оружие было. А модели... Началось еще в детстве, как у всех пацанов. Понравилось, занимался этим потихоньку. А недавно решил для себя, что создам целую коллекцию. Принялся всерьез, и теперь все время уходит на это. Вот здесь все это и рождается.
Никаких особенных оружеделательных станков в поле зрения не попадает. Сергей Михайлович обводит жестом кухню:
- А вот же: надфили, наждак, бормашина, тиски, сверлильный станок, паяльник, боры. Желательно, конечно, станок специальный... видел недавно отличный французский станок. Но не могу себе позволить, двадцать семь тысяч все-таки... Так что вся уникальность моего оружия - только в том, где оно производится. В Туле вон тоже делают, но там проще - в цехах. Оно там и побольше - один к четырем. У меня один к пяти. Если меньше, то уже придется отказаться от каких-то деталей. А так, вот в этом автомате их все сто двенадцать. Можно и в руках подержать, можно разобрать-собрать, стрельнуть. Здорово нервы успокаивает.
Много всяких секретов и секретиков об оружии узнал я за время нашей неспешной беседы. Оказывается, наш ППШ ценился в годы Великой Отечественной гораздо выше пресловутого МП-40, который весь мир ошибочно называет «шмайсером» и который был изготовлен в количестве около миллиона экземпляров против наших четырех с лишним миллионов. Немцы бросали любое оружие ради нашего автомата, а не наоборот, как зачастую показывали в кино. Оказывается, снайперы предпочитали царский, а не советский вариант винтовки Мосина, потому что у первой ствол был прилажен более плотно, а для снайпера первое дело, чтобы ничто нигде не болталось. Оказывается, и штык для снайпера вещь далеко не лишняя, потому что он отлично уравновешивает винтовку. Оказывается, «трехлинейка» называется так потому, что одна линия - это одна десятая дюйма, то есть 2,54 см, а три линии и есть известный калибр 7,62. Оказывается, самый сложный элемент огнестрельного оружия - патрон, а все остальное, по словам Сергея Михайловича, - всего лишь средство доставки пули. - А вот стрелять-то как раз и необязательно, - рассуждает Сергей Михайлович. - Достаточно в руках подержать, повозиться, поразбирать - уже приятно. И потом, оружие - это мысль, это красота. И хотелось бы, чтобы люди видели эту красоту. Я как-то зашел в картинную галерею, спросил, интересно ли им это. Они с радостью. Думал, что к 60-летию Победы сделаю коллекцию, выставлю. А потом у меня родилась идея подарить по ППШ Путину, Сумину, Рашникову. Наше руководство - а я член партии «Единая Россия» - одобрило. Путину и Сумину уже отправлены, буквально пару дней назад. Этот вот стоит для Рашникова, легче всех, кстати, с ним было, уж не знаю почему... Так что коллекцию пришлось немного отодвинуть. Но все равно сделаю. Цель поставлена все для ее достижения у меня есть, значит, будет достигнута. Пока здоровье позволяет, пока мне это интересно, буду делать оружие. Такая вот картина.
Как видите, можно уехать на Таити и создавать там полотна, а можно уйти на кухню и создавать там свои картины. Какая разница, где быть свободным художником.
P.S. Пока готовился материал, из достоверных слухов стало известно, что ППШ, врученный на инаугурации Сумину, так ему понравился, так он им зачик-чикался, что в глазах что-то заблестело - то ли детство, то ли слезы.