Кажется, они такие же, как и большинство из нас. Вот и мне трудно писать о человеке, с которым проработала более тридцати лет, не единожды испытала радость и горе, кто не раз протягивал руку помощи, а нередко говорил очень обидные, но справедливые слова. Это моя коллега по работе Лидия Георгиевна Чернышкова – профессор кафедры философии, кандидат философских наук. В сентябре у нее юбилей.
Окончив один из престижнейших в стране – философский факультет Ленинградского университета, три года она работала в горкоме комсомола. Молодежь Магнитки тех лет до сих пор помнит своего задорного вожака Лиду. Ее научная карьера началась с пединститута – нынешнего университета, где Лидия Георгиевна стала преподавать с 1961 года. Все эти годы она верно и преданно служила делу просвещения и воспитания студенческой молодежи, сея «разумное, доброе, вечное».
Для этого необходимо овладеть огромным материалом, накопленным различными народами за несколько тысячелетий человеческого общежития. Когда же речь идет о ее преподавании, то здесь должен проявиться еще и педагогический талант. Лидия Георгиевна всегда умеет зажечь любую аудиторию, увлечь логикой изложения и образностью речи. Это не только талант от бога, но и редкое трудолюбие. В своих лекциях она учитывает не только специфику факультета, но и индивидуальные особенности студентов. Мы – ее товарищи и коллеги – знаем, как много и упорно она работает, чтобы философия стала близкой и понятной даже неподготовленным слушателям.
Несмотря на то что кандидатскую диссертацию Лидия Чернышкова защитила сравнительно поздно – в 1981 году, все, кто работал с ней, всегда считали ее ведущим философом. Будучи чрезвычайно требовательной к себе, она и тему диссертации избрала одну из труднейших: «Активность субъекта социального познания», постоянно публикует статьи, выступает с докладами на научных конференциях самых различных уровней.
Годы перестройки внесли много изменений и еще более усложнили и без того нелегкий труд преподавателей философии. Расширился круг имен, точек зрения, концепций и научных трудов. Сложно было преподавать в условиях идеологического диктата, но еще труднее – в условиях крушения старых ценностей, ориентиров и приоритетов. Необходимо было создавать новые научные подходы в преподавании сложнейшей общественной дисциплины. Программы менялись чуть ли не ежегодно, разгорались научные споры о функциях философии и задачах педагогов-философов. Все эти профессиональные проблемы переплелись с духовным, личностным кризисом людей советской эпохи, которую, несмотря на все ее недостатки, мы трепетно любили. Тогдашнее мироощущение нашего поколения точно передал известный писатель Ю. По-ляков: «Меня поражение страны, ее унижение в международном плане, ее распад ранили буквально на органическом уровне». В то смутное время Лидия Георгиевна нередко повторяла: «За державу обидно». Но именно тогда, в годы политической неразберихи, ученый-философ и педагог Лидия Чернышкова показала пример принципиальности и терпимости, честности и порядочности, добросовестности и мудрости, доброты и скромности.
С того времени много воды утекло. Институт стал одним из классических университетов России. В нашем вузе открылась аспирантура и появился совет по защите кандидатских диссертаций по одной из самых слож-ных философских специальностей «Онтология и гносеология познания». Бесспорно, в этом заслуга нашего ректора, доктора философских наук, профессора Валентина Романова. Но необходимо отметить и огромный научный, духовный и душевный вклад в создание совета Чернышковой. В подготовке новых поколений философов ее научный и педагогический потенциал приобрел новые грани. Под ее руководством более десятка аспирантов и соискателей защитили кандидатские диссертации, многие преподают в нашем университете, другие учат студентов в Челябинске и Оренбурге. Труд Лидии Георгиевны отмечен государственными наградами.
Мои коллеги считают, что коллектив нашей кафедры – самый дружный в университете, его душой всегда была Лидия Георгиевна. Ее рецензии, выступления всегда отличаются логичностью, принципиальностью, конструктивностью. Сколько ценных советов, идей помогли не только начинающим философам, но и нам, убеленным сединами преподавателям. Мучаясь над заголовком для статьи, темой для доклада или формулировкой проблемы для исследования, не единожды я обращалась к Лидии Георгиевне за помощью.
Но профессор Чернышкова не сухарь, не «синий чулок», а энергичная, остроумная, интересная женщина, у которой море «житейских» талантов. Она умеет и лихо отплясывать, и выпекать изумительные пироги, создавать уют в доме и работать в саду, оставаясь при этом элегантной дамой. Она заботливая мать, жена и счастливая бабушка. У нее двое прекрасных детей и трое внуков.
Еще древние говорили: «Талантливый человек – талантлив во всем». Эта истина в полной мере относится и к нашей Лидии Георгиевне.