Произнося фразу "Город, который я люблю", понимаешь, что каждый, исходя из возраста, социального положения и профессии, вкладывает в признание свой смысл.
Жила в Магнитогорске удивительная женщина - педагог-математик, просветитель, больше всего на свете любившая театр. И не просто любила, а знала театральную жизнь города, как никто другой. Скромная, умная, тонко чувствующая, она жила театром, не пропуская ни одной премьеры. Посещала все спектакли, и порой не единожды. Людмила Малышева была не только поклонником театра, но и страстным его пропагандистом среди студентов МГПИ, театрального факультета консерватории.
Театральные эссе за её подписью регулярно появлялись на газетных страницах. После ухода Людмилы Малышевой из жизни сестра Валентина, друзья, бывшие ученики и коллеги издали на основе публикаций книгу "Театр, моя любовь…". В монографии содержится выступление Людмилы Малышевой на межвузовской научно-практической конференции "Театр в зеркале проблем образования", проходившей в рамках IV международного фестиваля оперного искусства "Вива опера!" в 2010 году.
Обзор спектаклей стал своеобразной летописью театральной жизни Магнитки 50-80-х годов прошлого века. Отрывок из доклада Людмилы Малышевой позволит окунуться в театральную атмосферу ушедшей эпохи.
Элла Комиссарова,
кандидат исторических наук,
почётный работник высшего
профессионального образования
"На сцене театра имени А. С Пушкина нашли воплощение произведения местных авторов, посвящённые Магнитке, Уралу: "Серебряное копытце" (1966) и "Узоры изумрудных гор" (1977) по сказам П. Бажова; "Павел Аносов" ("Отечество мы не меняем") К. Скворцова (1973); "Расстрелянный ветер" по произведениям С. Мелешина (1977). Кстати, в спектакле был такой приём: все персонажи садились на авансцену, общались между собой, но реагировали на отклики зрителей, и публика настраивалась на сотворчество.
Ещё несколько спектаклей о Магнитке: "Послушание" (1972) по произведениям С. Нариньяни об историческом факте - приезде С. Орджоникидзе в Магнитогорск; "Тревожная любовь" (1978) по произведениям Б. Ручьёва. Непосредственно в театре родилась пьеса 3. Лавреновой "Завет" о Магнитке первых месяцев Великой Отечественной войны (1982). Но первым, может быть, лучшим, был спектакль о строительстве первой плотины, о начале Магнитостроя "Строй-
фронт" по пьесе А. Завалишина. За постановку спектакля театр был удостоен областной комсомольской премии "Орлёнок", получив диплом первой степени Министерства культуры РСФСР и Почётную грамоту Министерства культуры СССР.
Театр откликался на знаменательные события в стране и городе, создавая не "датские", а спектакли-раздумья, спектакли-споры: "Перебежчик" (1965), "Чрезвычайный посол" (1967), "Третья, патетическая" (1970) о последних годах жизни В. Ленина; "История одной семьи" по Л. Кручковскому (1976), "Синие кони на красной траве" М. Шатрова (1980).
В репертуаре театра были изящные, остроумные, элегантные комедии и остросюжетные произведения: А. Фредро "Дамы и гусары" (1965), С. Хейр "Чисто английское убийство" (1967), Лопе де Вeгa "Изобретательная влюблённая" (1974). В каждом из них был замечательный актёрский ансамбль.
Театр стремился не опускаться до начинающего зрителя, а расширять круг "понимающих", поэтому экспериментировал, активно искал новые формы работы. Придумали Дни театра, когда одно предприятие, цех, учреждение в полном составе шли на театральный праздник, включавший, кроме спектакля, встречи с артистами, ответы на вопросы, дискуссии.
В Левобережном Дворце культуры металлургов работал бесплатный университет культуры с театральным факультетом, где выступали ведущие артисты театра, разбирались режиссёрские замыслы, сценическое воплощение прошедшей премьеры, звучали лекции по истории театра.
Были попытки в определённый день недели за двадцать минут до начала спектакля проводить беседы со зрителями на темы: "Театр и Октябрь", "Музыка в театре", "Художник в театре" и другие. Артисты и режиссёры приходили к старшеклассникам в школы, рассказывая о театральном искусстве, спектаклях.
Возможно, с позиций сегодняшнего дня всё это кажется наивным и ненужным, тем более что на билетах напечатано: "Вид услуги: театрально-просветительская деятельность". Только ежевечерне спектакль рождается заново в соавторстве со зрителем. Значит, это не бездумный потребитель "услужливого" продукта.
После большого успеха "Третьей, патетической" (1970) значительных достижений в драматическом театре было сравнительно немного. Хотя можно вспомнить блестящую работу Г. Хренниковой в спектакле "С лёгким паром" (1970) по пьесе Э. Брагинского и Э. Рязанова. Весьма спорную "Грозу" в постановке И. Шурова (1972) и его же "На всякого мудреца довольно простоты" (1975) - спектакль об "учителях", потерявших право учить. Интересным был спектакль "Забыть Герострата" (1974), режиссёр Ю. Тамерьян с циничной философией разрушителя: "Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь".
В тяжеловесном спектакле "Царь Фёдор Иоаннович" (1978) совершенно особое место по силе воздействия на зрителя занимали работы С. Акимова (Фёдор), А. Шипуновой (Василиса). Тончайший актёрский ансамбль - Л. Самарджиди, И. Васильева, А. Шипунова, Л. Богомолова, звучал в "Ретро" (1981) по пьесе А. Галина. Бенефисной ролью была Памела Р. Кузьминой в спектакле "Дорогая Памела" (1984).
В. Шрайман поставил "Эффект Редькина" (1987) А. Козловского, где "настоящий" паровоз двигался только по кругу, лететь вперёд не удавалось из-за равнодушия, боязни правды, обмана, самодовольства и тупости чиновников. Пожалуй, последний всплеск зрительского интереса к драматическому театру наблюдался в 1988 году на спектакле "Звёзды на утреннем небе" по А. Галину. И казалось, что театральная жизнь в городе постепенно затихает. Но...
В 1973 году открылся театр "Буратино". Не полемизируя с традиционными представлениями о театре кукол, "Буратино" дал своё азартное видение взаимодействия куклы и актёра, их совместного существования.
Театр щедро делился своим мастерством с людьми самого разного возраста. В первом спектакле "Необычайные приключения Буратино и его друзей" диалог Карабаса с Дуремаром с импровизационной лёгкостью мог длиться от 10 до 40 минут, лишь бы зрители выдержали, приняли.
В спектакле "Сэмбо" (1973) антилопа-мать мудро объясняла сынишке вечную истину о том, что придёт время, когда он навсегда останется один. 35 лет прошло со дня премьеры "Айболит против Бармалея", но всё чаще вспоминается издевательски-уверенный вывод Бармалея (артист Е. Терлецкий) о непобедимости зла. Спектакль "Маугли" (1976) показал высший пилотаж взаимодействия артиста и куклы, хотя кукол здесь практически не было. О семейных ценностях, об уходящем навсегда детстве рассказывал спектакль "Винни-Пух и все, все, все..." (1977).
Куклы-манекены в "Драконе" (1980) очень умело подменяли похожих на них людей на сцене, но и в зале рядом со зрителями сидели манекены, дополняя своим присутствием прозвучавшую со сцены фразу: "Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвёшь - станет послушной, и только".
В "Гамлете" (1981) М. Борнштейна куклами были ножи, кинжалы, кукольные головки, ширмой могло служить человеческое тело. Лучшим спектаклем этого периода является "Дом, который построил Свифт" (1985) по пьесе Г. Горина. Кажется, что пьеса написана о нынешнем времени, и автор предвидел, какими мы будем. Несколько песен к спектаклю, звучавшему очень современно, сочинила Вероника Долина. В спектакле в мудрой гармонии существовали декорации, всевозможные куклы, артисты, не скрывающие под маской лиц, ибо главным был обмен мыслями, а не словами.
"Буратино" того времени работал чрезвычайно разнообразно. Порой в сезон в репертуаре было 12 спектаклей для взрослых. Специалисты утверждают, что за первые 15 лет жизни театра не было ни одного непроданного билета на вечерние спектакли.
Театр учился мастерству, вынося действие в фойе. Особая ответственность выпадала на долю зрителей, слишком тонкой душевной нитью связывались их взаимоотношения с артистами: "Вишнёвый сад" М. Скоморохова, "Варшавская мелодия" В. Шраймана, "Дядя Ваня" М. Скоморохова. Возможно, образом этого спектакля были букет живых роз и кровь от шипов на ладони дяди Вани. "Розы - шипы - кровь" - это наша реальная жизнь.
В лучших спектаклях "Буратино" всегда есть та высокая театральность, которую невозможно создать техническими средствами. Вспомнить хотя бы мюзикл "Человек из Ламанчи" (1979) и сцену смерти Дон Кихота (кукла-марионетка). Актриса пережигала свечкой одну ниточку - у Дон Кихота опускалась рука, потом другая, потом кукла становилась на колени…
Исследуемый промежуток времени завершается тем, что драматический театр имени А. С. Пушкина оказался на грани закрытия, а театр "Буратино" довольно тяжко болен.
Сегодня в репертуаре пушкинского театра фактически нет спектаклей того времени, кроме "Буки". Возможно, что в 2011 году он отметит своё 38-летие. Но, если сейчас говорим об ушедших спектаклях, как о живых, значит, верна мысль Э. Радзинского: "В театр можно прийти, но уйти из него невозможно".