Вернуться в рубрику
Вехи

Битва за металл

Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.
Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.(фото 1) Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.(фото 2) Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.(фото 3) Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.(фото 4) Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.(фото 5) Летом 1964 года в строй действующих вошла первая магнитогорская домна-гигант.(фото 6)

Строительство проходило в условиях действующего производства. Рабочим предстояло подготовить площадку сразу под девятую и десятую доменные печи. Для этого необходимо было перенести действующие газо-, паро-, шламо- и водопроводы и построить новые, возвести насосные станции, электростанции, автомобильный туннель под железнодорожными путями, ведущими на коксовые батареи и другие сопутствующие сооружения.

Сложной инженерной задачей было строительство бункерной эстакады общей протяжённостью 200 метров при наличии действующих подземных коммуникаций. Но даже в сильные морозы строители не снижали темпов. Выручали железнодорожники, своевременно подававшие грузы для монтажа домны. Они организовывали "окна" между поездами для пропуска автомашин с оборудованием к машинному залу.

"Когда возникли задержки с доставкой технологического и электрического оборудования, главный инженер комбината Андрей Филатов предложил отделу оборудования управления капитального строительства ММК создать на стройплощадке свою диспетчерскую службу, - вспоминал Герой Социалистического Труда Евгений Стоянкин, работавший в то время диспетчером доменного цеха. - Это вполне себя оправдало. В работе было задействовано от 20 до 25 машин и тепловоз, которые ежедневно привозили на стройплощадку сотни тонн оборудования".

Монтаж домны-гиганта высотой 60 метров начался в конце июля 1963 года. В помощь строителям из различных цехов комбината и училищ была направлена молодёжь - 600 человек. Они очистили от мусора огромную площадь литейного двора и бункерную эстакаду.

"Шестнадцатого июня была закончена установка воздушных фурм и сопел. Этой работой руководил старший мастер горновых работ, лауреат Государственной премии Алексей Шатилин, - отмечал Евгений Фёдорович. - Под руководством старшего мастера газового хозяйства Александра Иванова дали горячий воздух в печь: важная предпусковая операция прошла успешно, и новая домна была поставлена на сушку".

Управление мощным агрегатом было доверено лучшим мастерам и рабочим доменного цеха, в совершенстве изучившим доменный процесс - Виктору Волкову, Виктору Родикову, Фёдору Ткаченко, Анатолию Баранову, Евгению Борзенкову. С седьмой домны пришёл старший горновой Дмитрий Карпета. С пятой печи - Григорий Воробьёв, с восьмой - Василий Овчинников. На должности старших газовщиков направили опытных специалистов Николая Фёдорова, Николая Иванова, Бориса Кабанова и Юрия Гребёнкина. Рядовыми газовщиками - техников Михаила Ложкина, Александра Бешкурова, Владимира Дюкина и рабочего Анатолия Спиридоненко.

Горожане с нетерпением ждали пуска девятой домны. Магнитку к тому времени заслуженно называли краем металла. Не было такой марки стали и профиля проката, которые не производил бы ММК, а его продукцию получали пять тысяч предприятий страны.

С каждым днём на домне всё сильнее чувствовалось приближение решающих событий. Утром 27 июня доменщики с нетерпением ждали сигнала к началу загрузки гигантского металлургического агрегата. Мастер Фёдор Ткаченко не отходил от телефона. Старший горновой Евгений Борзенков внимательно осматривал горн. Но больше других волновался мастер загрузки Валентин Козлов. Именно ему вместе со старшим машинистом загрузки Василием Ворожбитовым, машинистами Виктором Новиковым и Василием Кретовым предстояло выполнить самое первое и самое ответственное задание - загрузку домны. На литейных дворах тоже шли последние приготовления к пуску, горновые готовили шлаковые и чугунные канавы, обмазывая их песком.После долгожданного сигнала заместителя начальника доменного цеха Виктора Крепкогорского в печь подали 20 тонн шлака, затем из деревянного подтоварника сложили своеобразные колодцы, а далее загрузили кокс и агломерат.

"Спустя два дня на мостике литейного двора собрались строители и монтажники, эксплуатационники и просто желающие увидеть рождение первого чугуна, - вспоминал Евгений Стоянкин. - В тот день работала бригада потомственного доменщика, старшего горнового Павла Губенко. Он встал за пульт управления бурильной машины и дал вращение. Фейерверк искр. Вначале появился шлак, через минуту по жёлобу пошёл металл".

Полтора часа продолжался первый выпуск металла. Два ковша чугуна были отправлены на мартены.

В октябре 1964-го Государственный комитет по чёрной и цветной металлургии и Госстрой СССР утвердили проектное задание домны-гиганта. Благодаря тому, что проектировщики применили самые смелые технические решения, новая домна во многом отличалась от своих действующих "сестёр": повысилась производительность труда, значительно снизилась себестоимость чугуна, уменьшились капиталовложения. Объём печи - 2700 кубических метров, два литейных двора, две чугунные лётки, две электрические пушки, автоматизирована шихтоподача, установлена мощная система вентиляции.Домна работала на офлюсованном агломерате и окатышах. Для интенсификации процесса плавки применяли обогащённое кислородом дутьё с температурой до 1400 градусов, природный газ. С пуском девятой домны отпала надобность в завозе на комбинат холодного чугуна, что давало порядка сорока миллионов рублей экономии в год.

В советскую эпоху девятой доменной печи был присвоен целый ряд почётных званий: "Агрегат имени 50-летия советской власти", "Лауреат юбилейной премии", "Победитель социалистического соревнования в честь 60-летия образования СССР". Она "засветилась" в документальном фильме о доменщиках. На "девятке" проходила интернациональная плавка дружбы.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Георгий Соловьёв увековечил уникальный агрегат в мозаичном панно. Более 20 тысяч камешков использовал художник на то, чтобы изобразить в мозаике строительство сверхмощной домны, ликующих строителей, разливку чугуна в ковши.

 

 

			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 4
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 400
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-12 17:23:40
    [DATE_START] => 12.01.2021 20:21:46
    [DATE_END] => 22.01.2021 20:22:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [~VOTE_FORM] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
            [VOTE_RESULT] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [VOTE_FORM] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
        )

    [COUNTER] => 43
    [TITLE] => Достаточно ли вам было новогодних праздников для отдыха?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
)
		
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 5
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 500
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-24 06:26:58
    [DATE_START] => 02.03.2021 09:25:45
    [DATE_END] => 05.04.2021 09:26:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=5
            [~VOTE_FORM] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=5
            [VOTE_RESULT] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=5
            [VOTE_FORM] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=5
        )

    [COUNTER] => 3
    [TITLE] => Близится Великий Пост – после веселой Масленицы и до Пасхи нас ждет длинный период физического и духовного очищения. Соблюдаете ли вы ограничения?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => green
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=5
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=5
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=5
    [VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/bitva-za-metall/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=5
)
		

Близится Великий Пост – после веселой Масленицы и до Пасхи нас ждет длинный период физического и духовного очищения. Соблюдаете ли вы ограничения?